Снос гаражей: куда обращаться за компенсацией. Гаражи и их снос: дополнительная информация Снос железных гаражей
1. Лукавит ли человек в администрации насчет невозможности создания ГСК или нет.
2. В каком случае больше шансов оставить гаражи, через создание ГСК с последующей арендой земли или индивидуально.
3. Куда в мэрии идти, вообще не представляю. С чего начать?1) конечно вы можете создать ГСК. Вам никто этого не запретит - берете трех-четырех человек, подаете заявление и вас регистрируют. Но, для того чтобы вам дали землю нужно учесть такие нюансы:
- участки под строительство гаражей предоставляются только через аукцион. Т.е. сначала подается заявление, потом оно рассматривается (с учетом градостроительных и санитарных норм), и только после назначаются торги. А на торгах может произойти такое веселье: придет какой-нибудь застройщик с баблом и сделает вас по цене в одну калитку или шантажисты заявятся ("вы нам откат, а мы снимаемся с аукциона"). К тому же, для того чтобы участок предоставили с торгов, он должен быть свободен от построек и прочих объектов.
Можно еще получить в аренду для размещения (на 11 мес, с последующей пролонгацией договора), но там тоже через торги надо пройти.
2) см. п. 1
3) комитет (департамент) по управлению имуществом. Комите по земельным ресурсам. У кого как называется. Проще погуглить номер приемной и узнать в процессе общения. Или (ВНЕЗАПНО!) на сайте администрации есть такая информация))Мой гараж установлен на фундаменте и намертво вварен в него. Поднять его краном физически просто невозможно. Поэтому есть и еще вопросы:
1. Считается ли в этом случае строение недвижимым имуществом или как обычный металлический гараж это движимое имущество?
2. Какие плюсы и минусы я буду иметь в том и другом случае. (в частности схемы законных действий со стороны администрации по его демонтажу. Может только по судебному решению, как вариант?).
3. Имеют ли право ответственные лица открывать гараж для попытки демонтажа гаража или нет.1) права собственности нет, прав на землю нет. Разумеется это движимое имущество. Которое совершенно справедливо надо снести. Причем не снесешь за свой счет, снесут сами и выставят тебе сумму затрат на это.
2) не совсем понятно что имелось ввиду. Решение суда тут не обязательно, тебя уведомили в нужный срок, есть решение администрации, так что можно приступать к демонтажу.
3) имеют. Для этого создается комиссия. Перед транспортировкой на штрафплощадку, гараж вскрывают и описывают содержимое, потом протокол заверяют подписями. Всё по-взрослому))P.S. лучше сам его демонтируй,т.к. конторки которые на подряде у администрации работают по завышенному ценнику (кто бы сомневался). Потом, когда кипишь уляжется и про ваши гаражи забудут, купи другой гараж (только мобильный) и поставь на то же место. Несколько лет сможешь пользоваться, до нового обострения вопроса))
Здравствуйте Елена!
Собственнику земельного участка нужно обратиться в суд с исковым заявлением о признании гаража самовольной постройкой
Статья 222. Самовольная постройка,
Позиции высших судов по ст. 222 ГК РФ >>>
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.
суд по запросу поступило письмо из ДЕЗО, в котором утверждается, что договор с ответчиком имеется, однако сам договор представлен не был. После этого нам было отказано в иске. Мы считаем, что ДЕЗО поддержало ответчика за взятку.
Елена Петровна
С какими требованиями обращались в суд?
В целях реализации Генерального плана города Москвы, городс- ких целевых программ, соблюдения прав физических лиц при сносе ин- дивидуальных гаражей для освобождения территории города Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке осуществления денежной ком- пенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобожде- нии территорий города Москвы (далее - Положение) согласно приложе- нию 1 к настоящему постановлению. 2. города Москвы во ис- полнение решений Правительства Москвы, поручений Градостроитель- но-земельной комиссии города Москвы осуществлять проведение подго- товительных мероприятий для заключения соглашений (п.3) в порядке, установленном Положением. 3. Органу исполнительной , определенному в качестве государственного заказчика, заключать соглашения об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуаль- ных гаражей, расположенных на освобождаемой территории, согласно приложению 2 к настоящему постановлению в порядке, установленном Положением. 4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официаль- ных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам гра- достроительной политики Хуснуллина М.Ш. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. N 63-ПП ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦАМ СНОСИМЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАЖЕЙ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Действие настоящего Положения определяет порядок осущест- вления по соглашению сторон компенсации владельцам сносимых инди- видуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы. Вопросы компенсации владельцами гаражей, которые в соответс- твии с законом приобрели соответствующие права на земельные участ- ки, расположенные на территории, подлежащей освобождению, могут быть урегулированы в ином, предусмотренном действующим законода- тельством порядке. 2. В целях настоящего Положения используются следующие поня- тия: 2.1. Индивидуальный гараж (гараж) - объект, предназначенный для хранения автотранспортного средства, в том числе машиноместо в гаражном комплексе. 2.2. Владелец гаража - лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из следующих документов (далее - правоподтверждающие документы): - актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, кото- рый установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте располо- жения гаража на момент совершения сделки; - свидетельством о праве на наследство; - вступившим в законную силу судебным актом; - актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномо- ченным органом государственной власти в порядке, установленном за- конодательством, действовавшим в месте издания такого акта на мо- мент его издания; - документом, подтверждающим членство в соответствующей орга- низации автомобилистов; - иными документами, которые в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав. 2.3. Освобождение территории - мероприятия, направленные на прекращение фактического пользования земельным участком, в том числе с прекращением соответствующих прав на землю, не связанные с процедурой изъятия земельных участков для государственных нужд. 3. Выплата денежной компенсации производится органом исполни- тельной (казенным учреждением), определенным в качестве государственного заказчика (далее - Государственный за- казчик). 4. Префектура административного округа города Москвы (далее - Префектура) во исполнение решений Правительства Москвы, поручений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы: 4.1. Составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофа- мильный списки владельцев гаражей и утверждает их распоряжением префекта в следующем порядке: 4.1.1. В установленные сроки обеспечивает в различных формах, в том числе с использованием средств массовой информации, уведом- ление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой террито- рии, о проведении мероприятий по освобождению территории. 4.1.2. В течение тридцати рабочих дней с момента уведомления (п.4.1.1) осуществляет прием от владельцев гаражей заявлений с со- ответствующими правоподтверждающими документами. 4.1.3. В течение пяти рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 4.1.2 настоящего Положения, составляет на ос- новании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их распоряжением префекта. В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверж- дающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоя- щим пунктом распоряжения префекта дополняет ранее утвержденные ад- ресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем внесения со- ответствующих изменений в принятый правовой акт префекта. 4.2. В пятидневный срок после утверждения адресного и пофа- мильного списков владельцев гаражей направляет Государственному заказчику копию распоряжения префекта (п.4.1.3) с приложением пра- воподтверждающих документов и необходимые для проведения независи- мой оценки стоимости сносимых гаражей материалы. 4.3. Осуществляет подготовку соглашений об осуществлении де- нежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, рас- положенных на освобождаемой территории (далее - соглашение), и ак- тов об освобождении гаражей под снос (далее - акт), после получе- ния от Государственного заказчика отчетов об оценке сносимых гара- жей обеспечивает подписание соглашений и актов владельцами гаражей и направляет их для подписания Государственному заказчику. 5. Государственный заказчик: 5.1. На основании представленных Префектурой документов (п.4.2) обеспечивает проведения независимой оценки стоимости сно- симых гаражей. 5.2. После выполнения пункта 5.1 настоящего Положения направ- ляет отчеты об оценке сносимых гаражей в Префектуру для подписания соглашений и актов с владельцами гаражей (п.4.3). 5.3. После получения от Префектуры соглашений и актов, подпи- санных владельцами гаражей (п.4.3), в течение 5 рабочих дней осу- ществляет их подписание с направлением двух экземпляров в Префек- туру (один экземпляр - для владельца гаража). 5.4. После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос (п. 5.3 Положения) осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглаше- ния. 6. В случае отказа владельцев гаражей от подписания соглаше- ний, а также при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподт- верждающих документов, Префектура и в рамках своей компетенции принимают необходимые ме- ры для освобождения территории.
№ 63-ПП от 09.03.2011 Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы
9 марта 2011 г. N 63-ПП Об утверждении Положения о по- рядке осуществления денежной компенсации владельцам сноси- мых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы В целях реализации Генерального плана города Москвы, городс- ких целевых программ, соблюдения прав физических лиц при сносе ин- дивидуальных гаражей для освобождения территории города Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке осуществления денежной ком- пенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобожде- нии территорий города Москвы (далее - Положение) согласно приложе- нию 1 к настоящему постановлению. 2. Префектурам административных округов города Москвы во ис- полнение решений Правительства Москвы, поручений Градостроитель- но-земельной комиссии города Москвы осуществлять проведение подго- товительных мероприятий для заключения соглашений (п.3) в порядке, установленном Положением. 3. Органу исполнительной власти города Москвы, определенному в качестве государственного заказчика, заключать соглашения об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуаль- ных гаражей, расположенных на освобождаемой территории, согласно приложению 2 к настоящему постановлению в порядке, установленном Положением. 4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официаль- ных изданиях Мэра и Правительства Москвы. - 2 - 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам гра- достроительной политики Хуснуллина М.Ш. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. N 63-ПП ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦАМ СНОСИМЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАЖЕЙ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Действие настоящего Положения определяет порядок осущест- вления по соглашению сторон компенсации владельцам сносимых инди- видуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы. Вопросы компенсации владельцами гаражей, которые в соответс- твии с законом приобрели соответствующие права на земельные участ- ки, расположенные на территории, подлежащей освобождению, могут быть урегулированы в ином, предусмотренном действующим законода- тельством порядке. 2. В целях настоящего Положения используются следующие поня- тия: 2.1. Индивидуальный гараж (гараж) - объект, предназначенный для хранения автотранспортного средства, в том числе машиноместо в гаражном комплексе. 2.2. Владелец гаража - лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из следующих документов (далее - правоподтверждающие документы): - актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, кото- рый установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте располо- жения гаража на момент совершения сделки; - свидетельством о праве на наследство; - вступившим в законную силу судебным актом; - актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномо- ченным органом государственной власти в порядке, установленном за- конодательством, действовавшим в месте издания такого акта на мо- мент его издания; - 2 - - документом, подтверждающим членство в соответствующей орга- низации автомобилистов; - иными документами, которые в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав. 2.3. Освобождение территории - мероприятия, направленные на прекращение фактического пользования земельным участком, в том числе с прекращением соответствующих прав на землю, не связанные с процедурой изъятия земельных участков для государственных нужд. 3. Выплата денежной компенсации производится органом исполни- тельной власти города Москвы (казенным учреждением), определенным в качестве государственного заказчика (далее - Государственный за- казчик). 4. Префектура административного округа города Москвы (далее - Префектура) во исполнение решений Правительства Москвы, поручений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы: 4.1. Составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофа- мильный списки владельцев гаражей и утверждает их распоряжением префекта в следующем порядке: 4.1.1. В установленные сроки обеспечивает в различных формах, в том числе с использованием средств массовой информации, уведом- ление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой террито- рии, о проведении мероприятий по освобождению территории. 4.1.2. В течение тридцати рабочих дней с момента уведомления (п.4.1.1) осуществляет прием от владельцев гаражей заявлений с со- ответствующими правоподтверждающими документами. 4.1.3. В течение пяти рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 4.1.2 настоящего Положения, составляет на ос- новании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их распоряжением префекта. В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверж- дающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоя- щим пунктом распоряжения префекта дополняет ранее утвержденные ад- ресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем внесения со- ответствующих изменений в принятый правовой акт префекта. 4.2. В пятидневный срок после утверждения адресного и пофа- мильного списков владельцев гаражей направляет Государственному - 3 - заказчику копию распоряжения префекта (п.4.1.3) с приложением пра- воподтверждающих документов и необходимые для проведения независи- мой оценки стоимости сносимых гаражей материалы. 4.3. Осуществляет подготовку соглашений об осуществлении де- нежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, рас- положенных на освобождаемой территории (далее - соглашение), и ак- тов об освобождении гаражей под снос (далее - акт), после получе- ния от Государственного заказчика отчетов об оценке сносимых гара- жей обеспечивает подписание соглашений и актов владельцами гаражей и направляет их для подписания Государственному заказчику. 5. Государственный заказчик: 5.1. На основании представленных Префектурой документов (п.4.2) обеспечивает проведения независимой оценки стоимости сно- симых гаражей. 5.2. После выполнения пункта 5.1 настоящего Положения направ- ляет отчеты об оценке сносимых гаражей в Префектуру для подписания соглашений и актов с владельцами гаражей (п.4.3). 5.3. После получения от Префектуры соглашений и актов, подпи- санных владельцами гаражей (п.4.3), в течение 5 рабочих дней осу- ществляет их подписание с направлением двух экземпляров в Префек- туру (один экземпляр - для владельца гаража). 5.4. После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос (п. 5.3 Положения) осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглаше- ния. 6. В случае отказа владельцев гаражей от подписания соглаше- ний, а также при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподт- верждающих документов, Префектура и Департамент земельных ресурсов города Москвы в рамках своей компетенции принимают необходимые ме- ры для освобождения территории.
Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»
Очень неожиданные решения принял Верховный суд, рассмотрев этим летом практически подряд два дела о частных гаражах граждан.
Известно, что власти больших и малых городов уже несколько лет воюют с гаражами и в большинстве случаев воюют успешно. Схема этих "гаражных" битв примитивна - чиновники объявляют автовладельцам, что частный гараж мешает их планам и поэтому гараж будет убран. Как правило, уничтожаются гаражи по решениям местных судов, которые в абсолютном большинстве встают на сторону чиновников.
Но судя по последним решениям Верховного суда, "гаражные" приговоры местных судов далеко не всегда безупречны и вынесены на основании закона. Важность двух этих вердиктов том, что Судебная коллегия по гражданским делам разъяснила - когда и при каких обстоятельствах гаражи граждан трогать нельзя и почему отдельные судебные решения, вынесенные местными судами, нарушают права автовладельцев.
Итак, префектура обратилась в Гагаринский суд столицы с иском о сносе гаража гражданки Грызловой.
В нем гараж назывался металлическим боксом, и у владелицы не было "оформленных в установленным порядке документов на землю". Снос гражданка должна была провести за неделю, в противном случае префектура сделает это сама, но расходы взыщет с ответчицы. Суд вынес решение в пользу чиновников.
Мосгорсуд с таким вердиктом согласился полностью. Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что закон нарушили и районный, и городской суды.
Верховный суд начал с истории гаражного вопроса. В далеком 1975 году было решение исполкома Октябрьского района - выделить инвалиду-фронтовику Грызлову и его соседям место под строительство "в порядке исключения временных металлических боксов". По решению местных чиновников и письму районного архитектора Грызлов возвел гараж для хранения автомобиля "Запорожец", бесплатно предоставленного фронтовику государством. Ветеран умер в 1988 году, и тогда же управление соцобеспечения разрешило его дочери оставить у себя "Запорожец". Уже раритетный автомобиль еще жив и обитает там, где и был - в боксе N22.
Райсуд рассуждал так. У ответчицы нет доказательств, что она пользуется землей под гаражом законно. И нет документов, что ей разрешили построить гараж. А разрешение от 1975 года было временным. Да и давалось оно ее отцу, что не дает дочери никаких прав на землю.
На эти заявления Верховный суд ответил разъяснением порядка сноса объектов. Он прописан в нашем гражданском законодательстве. Суд напомнил, что в 2010 году совместный пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов разбирал иски о признании права собственности на самовольную постройку. Там подчеркивалось, что отсутствие разрешения на строительство не может быть основанием для отказа в признании права собственности. И если единственный признак самовольной постройки - отсутствие разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию, то постройку надо признать. При условии, что она не нарушает строительные нормы и не угрожает жизни окружающих. А гараж у фронтовика в 1975 году появился законно. Нынешние суды, ни районный, ни городской не заикнулись, а какие нормы при строительстве гаража были нарушены.
Суды не назвали нормы, которые пенсионер нарушил во время постройки гаража и долгих лет его использования
Верховный суд напомнил - гараж никогда за свою многолетнюю историю не признавался самовольной постройкой: ни когда строился, ни когда эксплуатировался, ни когда помешал чиновникам уже сейчас. Никаких других оснований для сноса в законе просто - нет. Райсуд сказал: нет доказательств, что гараж - объект недвижимости и на него есть право собственности. Ни одного доказательства, заметил Верховный суд, почему бокс - не объект недвижимости, суды не привели.
Так как гараж появился давно, до введения в действие Гражданского кодекса, то регистрация права собственности на бокс тогда была не обязательна. Но и отсутствие регистрации - не препятствие для признания гаража объектом недвижимости. "Временное" размещение не аргумент. Ни в каких документах не назван срок, до которого действует разрешение. И в установленном порядке этот срок не отменяли.
А еще местные суды забыли, что, решая спор, надо применять нормы права, действовавшие в то время. Ответил Верховный суд и на довод коллег, что разрешение давалось лишь инвалиду-фронтовику. Суд напомнил про совместный Пленум. По нему наследник вправе просить о переходе прав собственности. Право пользования участком - это имущественное право, оно переходит по наследству. Верховный суд распорядился пересмотреть "гаражное" дело заново с учетом его разъяснений.
Героем второго "гаражного" дела стал ветеран войны и инвалид Алексей Тыщенко. Он живет в Южном округе столицы и попросил признать за ним право собственности на свой кирпичный гараж. Таких как у него гаражей было 18 штук. И существовали они с 1980 года. Гаражи были капитальными, "Мосэнерго" еще в те годы в гаражное объединение поставило счетчик, и автолюбители платили за свет. Но Чертановский суд ветерану войны в оформлении права собственности отказал. Мосгорсуд согласился. А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда изучила доводы ветерана и сказала, что прав он, а не судьи.
Исполком решение о строительстве гаражей вынес законно еще в 1973 году. Уже в наше время в 2003 году было заседание гаражной комиссии управы района, где рассматривалось заявление ветерана об оформлении участка земли под его гаражом. Ветерана уважили и разрешение дали. Префект подписал распоряжение о предоставлении пенсионеру земли в аренду под кирпичным гаражом. Но Чертановский суд, отказывая ветерану, заявил, что истец "не представил разрешительной документации, подтверждающей его право на создание либо занятие спорного объекта". А гараж, по мнению суда, точно попадает под определение самовольной постройки. И вновь Верховный суд напомнил коллегам о совместном пленуме, посвященном защите прав собственности. И подчеркнул, что отказывая ветерану, суды района и города не потрудились назвать нормы, которые пенсионер нарушил в то время, когда гараж строился в начале 70-х годов прошлого века и потом десятилетиями эксплуатировался. Право ветерана на предоставление участка и строительство на нем гаража никто никогда не оспаривал. И его права не отменяли. Суд еще раз подчеркнул - отсутствие бумажки с разрешением на строительство не может быть основанием для отказа в признании прав собственности.
И еще важный штрих - по Гражданскому кодексу (статья 234), если человек владел открыто любой вещью не будучи ее собственником пять лет, а недвижимостью - 15 лет, то он приобретает на нее право собственности. Это так называемая "приобретательная давность".В связи с этим Верховный суд подчеркивает - фронтовик владел гаражом 34 года. И все эти десятилетия местные чиновники не ставили вопрос о сносе якобы самовольной постройки. Допущенные судами ошибки Верховный суд назвал серьезными и велел полностью пересмотреть и это "гаражное" дело.