Простое нераспространенное предложение пример. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

На вопрос что значит распространенное или нераспространенное предложение? заданный автором Двутавровый лучший ответ это в распросьтранённом предложении кроме главных членов предложения есть ещё и второстепенные....

Ответ от Никита Ремнёв [активный]
кроме подлежащего и сказуемого есть еще и другие слова то распространенное
если нет то нераспространенное


Ответ от NATALI [гуру]
в нераспространенном предложении (подлежащее+сказуемое) могут быть и второстепенные, в распростр. несколько пар (подл+сказ)


Ответ от Посошок [гуру]
в распространённом могут быть все члены предложения- дополнение, обстоятельство, определение и т. д, а в нераспространёном -только главные.
Например: Пришла осень-нераспространённое
Пришла осень в своём сказочном наряде-распространённое


Ответ от Простреливать [гуру]
определяется по наличию второстепенных членов предложения. в распростаненном есть, в нераспространенном-нет


Ответ от The-Kolanchik- Super [новичек]
в распространённом могут быть все члены предложения- дополнение, обстоятельство, определение и т. д, а в нераспространённом -только главные.
Например: Мальчик встал-нераспространённое
Мальчик встал рано утром и пошёл гулять-распространённое.


Ответ от Ира джабраилова [новичек]


Ответ от Владимир Столицын [активный]
нераспрост. предложение состоит из подлежащего и сказуемого: Осень наступила.
распрост. предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов: Осень наступила, пожелтели листья на деревьях, погода сырая, и кажется пойдет дождь.


Ответ от чугаева татьяна [новичек]
Предложения, состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространенными.
Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными.


Ответ от Наталья Пономорёва [новичек]
Распростроненное предложение это когда помимо главных членов предложения есть ещё и второстепенные члены предложения, а не распростроненными являются те предложения в которой есть только одна грамматическая основа!


Ответ от Анзор Кодзоков [новичек]
Когда в предложении только подлежащее и сказуемое то это нераспространенное предложение. А когда в предложении есть и главные и второстепенные члены предложения, это распространённое предложения.


Ответ от Давид Гамзаев [новичек]
спосибо


Ответ от соня ярушина [активный]
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов. Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространенными


Ответ от Ирина Горячева [новичек]
Распространённое предложение - это предложение где есть второстепенные и главные члены предложения. А нераспространённое предложение - это предложение, где присутствуют, только главные члены.

Распространённое предложение -простое предложение (см.), в состав к-рого (в отличие от нераспространённого предложения; см.) входят второстепенные члены, поясняющие и уточняющие подлежащее, сказуемое или предложение в целом. Расширение состава предложения происходит за счёт слов и словосочетаний, выступающих в форме, предопределённой подлежащим или сказуемым, или в форме, закреплённой в языковой системе для выражения определённых компонентов смысла предложения, напр.: Не пришёл из-за болезни; *Снег забивался в ворот штормовок - ледяным обручем стискивал горло* (Семёнов-Спасский); *Об этом молчать! Морозна старался не вспоминать о поездке в госпиталь* (Фадеев). В образованном на основе различных видов подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) словосочетании имеют место определительные, объектные или субъектные отношения, напр.: не вспоминать о поездке - управление, отношения объектные; поездка в госпиталь - слабое управление, отношения определительные.
Синтаксическая позиция словоформ, распространяющих всё предложение в целом,- в начале или реже в конце предложения. В одном предложении может быть несколько таких распространителей (детерминантов, см.), характеризующих предложение с различных сторон, имеющих субъектное, объектное или обстоятельственное значение, напр.: «У неё глаза морского цвета, У неё неверная душа* (Бальмонт); *На лице твоём, ласково-зыбкий. Белый луч притворился улыбкой...* (Анненский); *С катком и родителям стало гораздо спокойнее* (Носов).
Внутренний состав предложения может распространяться именем, чаше местоимением, в форме дат. п., к-рое указывает на направленность действия, напр.: *Пуля прошла ему сквозь самое сердце* (Тургенев). В этой роли может выступать инфинитив, напр.: Дай бумагу написать письмо; деепричастие: Уходя, уходи.
Распространённым является предложение, если оно содержит открытые или закрытые ряды уточняющих определений, дополнений или обстоятельств, объединённых союзной или бессоюзной связью, напр.: <Лишь снег порхает - вечный, белый. Зимой - он площадь оснежит...* (Блок); *Вся моя жизнь озарилась любовью, именно вся, до самых мелочей, словно тёмная, заброшенная комната, в которую внесли свечку* (Тургенев).
Предложение распространяется также путём присоединения уточняющих групп словоформ, находящихся с предложением или отдельным словом в полупредикативной связи. Эти обособленные смысловые группы выделяются интонационно, на письме - запятыми или тире, напр.: ^Бросавший её [сеть], к полному удивлению всех, промахнулся и захватил ею только кувшин...* (Булгаков); *Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы* (Булгаков).
Распространённым предложение делает введение синтаксически независимых словоформ - обращений, вставных конструкций, напр.: *Ты мне мила, пора заката* (Плещеев); *К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И. Добровсйн* (Пастернак).
Термины «Р. п.» и «нераспространённое предложение» приняты прежде всего в школьной грамматике.

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения

Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.

Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.

Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: смешанный (комбинированный).

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.

Ход урока:

I. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.

II. Словарная работа.

А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).

Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.

III. Актуализация опорных понятий.

В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.

Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Что такое словосочетание?

Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).

Что такое подлежащее?

Что такое сказуемое?

Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).

Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Мы прибыли на следующую станцию.

Прочитайте текст (4-й слайд)

Ответьте на вопросы:

О чём текст?

Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).

Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.

(5-й слайд)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

- Устали мы немного, давайте отдохнем!

Физкультминутка

  • Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
  • Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
  • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
  • Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
  • Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
  • Убежали мышки вон (бег на месте).

V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Следующий этап:

1. «Мозговой штурм» (работа у доски).

Игра «Кто больше?»

Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.

Пример:

Выглянуло солнышко.

Выглянуло желтое солнышко.

Из-за туч выглянуло желтое солнышко.

Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями улетают на юг (Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.

(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.

(8-й слайд).

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).

3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.

4. Вдруг (5, обстоят.)

к девочке (4) с голубыми волосами.

А. Толстой

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .

К. Ушинский

VI. Подведение итога урока.

- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.

(9-й слайд)

Что является главным средством выражения мысли? (предложение)

Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)

Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.

«Расшифруй запись».

(10-й слайд)

14 16 13 16 5 6 24!

Вы действительно молодцы!

VII. Домашнее задание (11-й слайд ).

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.

VIII. Выставление оценок.

1. Укажи цифрами члены предложения.

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

По В. Гаршину

2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы .

3. В ущелье лежало облако тумана.

4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.

5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.

А. Толстой

3. Укажи цифрами тип предложения.

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .

К. Ушинский


Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое

Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.

Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».

Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».

А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:

  • Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
  • Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
  • Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
  • Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
  • Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
  • Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.

Как определить тип синтаксической единицы

Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные - это предложения, которые состоят только из главных членов предложения: Похо­лодало.

Начался дождь.

Распространенные - это предложения, которые, кроме главных членов, имеют и второстепенные: В лесу похолодало. Начался сильный дождь.

Не являются нераспространенными односоставные предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

1. Укажите варианты, в которых все предложения яв­ляются распространенными.

а) Я белая страница (М. Цветаева). Но сердце хочет и просит чуда (3. Гиппиус).

б) Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев). Слышен скрип и хруст травы (А. Твардовский).

в) Мело, мело по всей земле во все пределы (Б. Пас­тернак). Через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А. Чехов).

г) Не жалею не зову не плачу (С. Есенин). Но кра­соты их безобразной я скоро таинство постиг (М. Лермонтов).

2. Укажите предложения, которые распространены

только обособленным определением.

а) С берез неслышим невесом слетает желтый лист (М. Исаковский).

б) Просеки лесных дорог заглядевшихся в озера (Б. Пастернак).

в) Тропинка петляющая в горах исчезла.

г) Она усталая измотанная остановилась.

3. Укажите предложения, которые распространены

только обособленным обстоятельством.

а) Жить храня веселье горе помня радость прошлых весен... (В. Брюсов)

б) Шумит вода взбегая на колеса (В. Нарбут).

в) Не замечая ничего мы шли вперед.

г) Несмотря на все трудности концерт состоялся.

Еще по теме РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. 7.10. Распространенные и нераспространенные предложения
  2. § 150. Распространенные и нераспространенные предложения
  3. § 27. НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  4. Предотвращение распространения оружия массового уничтожения: нераспространение и международный терроризм
  5. Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого


Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...