Права военнослужащих. Федеральный закон «О статусе военнослужащих

Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются законодательством Республики Казахстан.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Республики Казахстан и другими нормативными актами.

Использование военнослужащими своих прав не должно наносить ущерба правам и законным интересам общества, государства, военной службе, правам других военнослужащих и иных граждан.

Государство гарантирует реализацию прав, свобод, а также социальную и правовую защиту военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достойного жизненного уровня, улучшению условий службы и быта.

Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на командиров (начальников), органы военного управления, органы государственного управления и местные представительные и исполнительные органы, суды и правоохранительные органы.

До приведения к Военной присяге военнослужащий не может назначаться на воинские должности, привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой и караульной службы); за военнослужащим не могут закрепляться вооружение и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста с содержанием на гауптвахте.

Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав, свобод и законных интересов военнослужащих, несут за это установленную законодательством и настоящим Уставом ответственность.

Военнослужащий, независимо от своего служебного положения имеет право:

На судебную защиту своих прав и свобод, в том числе в случаях неправомерных действий командиров (начальников), ущемляющих его права, свободы, унижающих честь и личное достоинство. Он вправе получить квалифицированную юридическую помощь;

На равные права, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Дискриминация по указанным мотивам запрещается и преследуется законом;

На жизнь. Никто не вправе произвольно лишать его жизни. Командиры (начальники) обязаны обеспечить безопасные условия служебной деятельности подчиненных и несут за них установленную законодательством ответственность;

На личную свободу, которая регламентируется условиями и характером военной службы. Арест применяется в строгом соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Республики Казахстан и используется командирами (начальниками) как крайняя мера в случаях совершения подчиненными грубых нарушений воинской дисциплины;

На неприкосновенность личного достоинства. Оно защищено законами и настоящим Уставом. Лица, совершившие по отношению к военнослужащему насилие, пытки, жестокое или унижающее человеческую честь и достоинство обращение или наказание, несут установленную законодательством ответственность;

Находиться под защитой государства и на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

Определять и указывать или не указывать свою национальность и религиозную принадлежность;

Вне рамок выполнения должностных обязанностей выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества;

На свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к свободному получению и распространению информации, не разглашая при этом государственную и военную тайну;

Организовывать и состоять в общественных объединениях, за исключением политических партий и профессиональных союзов;

Во внеслужебное время участвовать в организуемых в соответствии с законом собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, не преследующих политических целей. В служебное время участие в собраниях и других общественных мероприятиях осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;

Свободного передвижения и свободного выбора места жительства. Это право реализуется с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей, обеспечения своевременности прибытия военнослужащего к месту службы, вида службы, на которой состоит военнослужащий, и в порядке, определенном законодательством и настоящим Уставом;

    на свободу совести, которое не должно ограничивать его обязанности перед государством. Командиры (начальники) должны уважать религиозные чувства подчиненных и предусматривать время для их реализации. Участие в религиозных церемониях военнослужащий осуществляет, как частное лицо, в свободное от службы время;

На труд, посредством прохождения военной службы на воинских должностях и перемещения по службе в соответствии с профессиональной квалификацией, морально-деловыми качествами и результатами служебной деятельности;

На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, обеспечивающее необходимый жизненный уровень и стимулирующее заинтересованность в военной службе;

На отдых, ему гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный основной и дополнительный отпуска. При привлечении военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни ему предоставляется отдых в другие дни недели;

На обеспечение служебными жилыми помещениями за счет государства по нормам и в порядке, установленным законодательством;

Быть собственником законно приобретенного имущества, в том числе по праву наследования;

На обязательное государственное страхование на случай гибели (смерти), ранения (контузии), увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы;

На бесплатное медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях, а также санаторно-курортное лечение;

Обучаться в военно-учебных заведениях. Военнослужащий, кроме военнослужащих срочной военной службы может обучаться с разрешения командира воинской части в гражданском высшем или среднем специальном учебном заведении в форме вечернего или заочного обучения;

Участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным, обращаться в органы государственного управления и местные представительные и исполнительные органы, суды, органы военного управления и участвовать в республиканском референдуме;

На доступ к военной службе при соответствии требованиям, предъявляемым к кандидату на соответствующую должность, которые обусловлены только характером должностных обязанностей. Ему гарантируется занятие должности, перемещение по службе, получение очередных воинских званий в соответствии с профессиональной квалификацией и морально-деловыми качествами. Повышение в должности и перемещение по службе осуществляется по результатам служебной деятельности и профессиональной подготовки.

Реализация отдельных прав военнослужащих ограничивается особенностями и характером военной службы. Военнослужащему запрещается:

Выступать в поддержку какой-либо политической партии;

Организовывать и участвовать в забастовках, пикетировании и иных акциях протеста;

Обсуждать и критиковать приказы (распоряжения) командиров (начальников), отданными ими по службе и в интересах службы;

Пропагандировать то или иное отношение к религии и создание религиозных объединений;

Заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, а также выполнять работы, оказывать услуги с использованием служебного положения и получать за это вознаграждение.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение и применение оружия.

Правила хранения и порядок применения военнослужащими оружия определяются настоящим Уставом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Военнослужащие в качестве крайней меры имеют право применять оружие лично или составом подразделения:

Для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы;

Для пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой;

Для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

Для задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных Уставом службы наряда Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, а также при побеге из-под стражи с оружием либо из транспортных средств во время их движения.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости, оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и других граждан.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

Конституция Российской Федерации, военные законы и общевоинские уставы устанавливают права и обязанности военнослужащих. Правовое положение военнослужащих имеет важную специфическую особенность. С одной сторо­ны, на них распространяется общее российское законодатель­ство, они обладают правами и выполняют обязанности, как все граждане страны. С другой стороны, на них распространя­ется специальное военное законодательство. С учетом специ­фики военной службы (вооруженная защита государства всег­да связана с риском для жизни) в военном законодательстве для военнослужащих предусматриваются как дополнитель­ные права, так и расширенные, дополнительные обязанно­сти. Имеются и ограничения некоторых общегражданских прав и свобод. К числу ограничений, например, относится запрет на участие в политических акциях и забастовках, на коммерческую деятельность и т.д. Однако ограничения не­которых общегражданских прав и свобод компенсируются льготами.

Права военнослужащих можно объединить в три группы: социально-экономические права; политические права и сво­боды; личные права и свободы.

Социально-экономические права - это те права, кото­рыми военнослужащие пользуются как граждане Российской Федерации. Они обеспечивают возможность удовлетворения материальных и духовных потребностей. Вот лишь некото­рые из них: время нахождения граждан на военной службе засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по спе­циальности; если служба по контракту засчитывается из рас­чета один месяц военной службы за один месяц работы, то на военной службе по призыву - за два месяца работы.

Военнослужащие обеспечиваются бесплатным питанием и вещевым имуществом. Военнослужащим, проходящим службу по призыву, ежедневно предоставляется не менее восьми часов для сна и не менее двух часов личного време­ни. В период службы солдатам предоставляется основной отпуск продолжительностью 15 суток (сержантам 20 суток). Все военнослужащие бесплатно пользуются услугами библи­отек и читальных залов, могут просматривать кино- и видео­фильмы и т.п.

Политические права и свободы обеспечивают участие военнослужащих в управлении делами общества и государ­ства. Они имеют право избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправле­ния. Военнослужащие обладают свободой слова, правом вы­ражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не допуская при этом разглашения государ­ственной и военной тайны.

Личные права и свободы позволяют каждому военно­служащему проявить себя в общественной сфере. Они дают возможность защищать свои законные интересы, честь и до­стоинство. Речь идет, например, о праве возмещения причи­ненного в ходе службы ущерба, обжалования неправомерных действий, в том числе и вышестоящих лиц, о свободе совести и вероисповедания и т.д.

После того как гражданин страны надевает военную фор­му и принимает военную присягу, значительно возрастает объем его обязанностей. Единство прав и обязанностей - ха­рактерная черта государственного статуса военнослужащих армии и флота. В статье 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих говорится»: «Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гаран­тированных государством ».

Закон «О статусе военнослужащих» и Устав внутренней службы подразделяют обязанности военнослужащих, выте­кающие из условий военной службы, на общие должностные и специальные.

Общими являются обязанности, которые возлагаются на всех без исключения военнослужащих, независимо от долж­ностного положения и воинских званий. Главная обязан­ность - это, несомненно, «защита государственного сувере­нитета и территориальной целостности Российской Федера­ции, обеспечение безопасности государства, отражение воору­женного нападения», а также выполнение задач в соответ­ствии с международными обязательствами России. Из этого нытекают многие важные требования к каждому военнослу­жащему: быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отече­ство, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекослов­но выполнять приказы командиров и начальников. Важней­шая обязанность военнослужащих - быть бдительными, не­устанно овладевать боевым мастерством, дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом.

В Законе «О воинской обязанности и военной службе» впервые конкретно определено, что понимается под исполне­нием обязанностей военной службы (ст. 37, п. 1). Важнейши­ми пунктами являются:

    исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами; несение боевого дежурства (боевой службы);

    выполнение приказов, распоряжений или задачи, отдан­ных или поставленных командиром (начальником);

    участие в боевых действиях;

    защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

    оказание помощи правоохранительным органам в обе­спечении законности и правопорядка.

Должностные и специальные обязанности солдат и матро­сов подробно изложены в общевоинских уставах. С ними мо­лодые воины познакомятся с назначением на конкретные должности в процессе несения военной службы.

Российское военное законодательство и общевоинские уставы предусматривают также и личную ответственность военнослужащих за возможные правонарушения. В Законе «О статусе военнослужащих» говорится: «Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного право­нарушения несут ответственность: дисциплинарную, мате­риальную, гражданско-правовую и уголовную». Содержа­ние каждого из этих видов ответственности раскрывается в Уставе внутренней службы.

Знание солдатами и матросами порядка прохождения воен­ной службы, своих прав и обязанностей, образцовое их вы­полнение - это непременное условие укрепления воинской дисциплины, роста боевого мастерства, поддержания посто­янной боевой готовности в период реформирования армии и флота.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие правовые документы устанавливают права и обязанно­сти военнослужащих?

2. Перечислите известные вам социально-экономические права во­еннослужащих

3. Назовите политические права и свободы военнослужащих.

4. Что понимается под исполнением обязанностей военной службы?

5. Какие виды обязанностей установлены для военнослужащих?

6.Почему каждый военнослужащий должен хорошо знать свои права и обязанности?

В Российской Федерации на законодательном уровне закреплен особый статус людей, проходящих военную службу. Это обусловлено спецификой деятельности, которой они занимаются. Защитники отечества зачастую рискуют здоровьем и даже жизнью по долгу службы, ведут кочевой образ жизни, перемещаясь с одного места на другое, могут быть отправлены в районы боевых действий. В связи с опасностью их деятельности и другими неудобными условиями, в которые зачастую попадают, они наделяются дополнительной защитой со стороны государства. Права военнослужащих представляют собой дополненный отдельными положениями перечень стандартной совокупности правомочий работников любой другой сферы. Существуют и специфические обязанности этой категории граждан. В РФ права и обязанности военнослужащих зафиксированы в отдельном федеральном законе – «О статусе военнослужащих».

Правовой статус

Положение отдельных категорий граждан составляют, как правило, три критерия. К ним относятся права и свободы людей, а также их обязанности и, наконец, ответственность. Что касается статуса военнослужащих, то к нему некоторые ученые относят также специфические для этой группы лиц запреты и ограничения. Первые представляют собой закрепленный в правовых нормах перечень действий, являющихся несовместимыми с исполнением гражданами воинских обязанностей.

Целью их установления является недопущение коррупции, иных злоупотреблений особым служебным положением, а также качественное и достойное исполнение работниками своих обязанностей в такой важной сфере государственной деятельности, как оборона и безопасность. Нарушение запретов, как правило, влечет за собой юридическую ответственность. В отдельных случаях это влечет за собой прекращение военных служебных отношений. Ограничения, в свою очередь, представляют собой установленные законодательством обстоятельства, препятствующие гражданам заниматься деятельностью в этой сфере. При наличии или возникновении указанных признаков граждане не могут поступить на военную службу либо подлежат увольнению. Таким образом, правовой статус этой категории людей, по сравнению с другими работниками, является расширенным.

Конституционные права военнослужащих

Не следует забывать, что, несмотря на особый статус, эта группа граждан имеет не только правомочия, обусловленные спецификой их деятельности. Военнослужащие наравне с остальными людьми пользуются общегражданскими, закрепленными в Конституции, мерами возможного поведения. Права, зафиксированные в Основном законе государства, можно классифицировать на личные, политические, социальные, культурные, экономические и юридические. Однако высокий статус конституционных положений не может означать, что они не могут быть ограничены в интересах военной службы. К примеру, эта категория граждан не может заниматься определенными оплачиваемыми видами деятельности, хотя право на труд закреплено в ст. 37 Конституции.

Особые правомочия

Теперь вернемся к положениям, присущим только военнослужащим. Все эти права условно делятся на общие и должностные. Первыми наделены все без исключения военнослужащие. Вторые же имеют граждане в связи с занимаемыми ими должностями. Общие права военнослужащих, как известно, зафиксированы в федеральных законах, а также в уставах ВС РФ. Должностные же, в свою очередь, содержатся в инструкциях, наставлениях, регламентах. Кроме того, разнятся права военнослужащих по контракту и по призыву. Это объясняется тем, что эти две группы людей служат по разным основаниям. В частности, отличаются их денежные довольствия.

Общие права военнослужащих

Так чем же отличается статус этой категории граждан от остальных людей? На законодательном уровне закреплено, что военнослужащий имеет право хранить, носить, равно как и применять оружие. Для остальных граждан это является запретом. Кроме того, отпуск военнослужащих длится дольше, чем у остальных граждан. Размер варьируется от 30 до 45 суток в зависимости от стажа. В свою очередь, ТК РФ закрепляет общее правило о 28-дневном отпуске. Кроме того, устанавливаются и особые выплаты военнослужащим. Дополнительные денежные поощрения могут устанавливаться за классную квалификацию, за выполнение функций и задач, которые неразрывно связаны с риском для жизни или здоровья, за особые условия труда, а также за работу со сведениями, которые представляют собой государственную тайну. В связи с возможными частыми перемещениями жилье военнослужащим предоставляется в течение трех месяцев со дня их прибытия в новые края.

Материальное обеспечение

Закон предусматривает организацию питания в воинских частях, выдачу продовольственных пайков, а также предоставление средств на еду находящимся в пути следования или в командировках. Кроме этого, федеральные законы детально фиксируют денежное довольствие военнослужащих, которое, к слову, является основным средством их финансового обеспечения, равно как и стимулирования добросовестного и ответственного исполнения своих обязанностей. Денежное довольствие включает в себя оклад по званию и по должности, а также дополнительные выплаты. Такое правило исчисления применимо к военнослужащим по контракту. Призывники и резервисты же, в свою очередь, получают денежное довольствие, состоящее из оклада только по должности и дополнительных выплат.

Жизнь после пенсии

Государство заботится о своих защитниках и после прекращения оборонительной деятельности. Пенсия военнослужащих устанавливается либо за выслугу лет, либо при достижении предельного возраста пребывания на службе. Сначала рассмотрим порядок получения первого вида обеспечения. Для того чтобы иметь право получать пенсию за выслугу лет, военнослужащему надлежит 20 лет в совокупности посвятить обороне государства. В таком случае бывший защитник будет ежемесячно получать 50 процентов средневзвешенной зарплаты, при этом за каждый ненормированный год ему будет добавлено еще 3 процента.

Однако есть и предел – максимум 85 процентов. Если же гражданин достиг предельного возраста нахождения на военной службе и при этом имеет стаж работы в другой сфере, то и сумма выплат для него исчисляется иначе. Ежемесячная сумма выплат ему составит 50 процентов, а за каждый ненормированный год будет добавлено лишь по 1 проценту. Следует указать и предельный возраст службы. Так, пенсия военнослужащих рядовому составу выплачивается по достижении 50 лет, капитанам – после 55, среднему генералитету – с 60, а имеющим высшие звания – лишь с 65 лет. Исключение – женщины. Они имеют право отдыхать с 45 лет.

Прекращение деятельности

Не все защитники желают связать всю свою жизнь с этой сферой деятельности. Увольнение военнослужащих, которые не получили еще право на получение пенсии за выслугу лет, закон позволяет лишь с их согласия. Государство заботится также и об этой категории граждан. Законодательно предусмотрена социальная защита военнослужащих, уволенных после прохождения службы по призыву. Так, за ними в течение трех месяцев со дня ухода сохраняется право поступления на работу в те организации, где они раньше работали, на должности не ниже прежних. Кроме того, военная служба таким гражданам засчитывается в непрерывный стаж. Еще одной мерой защиты является материальная помощь на обзаведение хозяйством.

Специальные права и обязанности военнослужащих

При чрезвычайных обстоятельствах защитники родины выполняют несвойственные им в мирное время задачи. К примеру, при несении боевого дежурства либо службе в пограничном наряде военные имеют право применить оружие либо предъявить другим лицам обязательные для исполнения требования. Подобного рода меры возможного и должного поведения, как правило, временны и приобретаются лишь на выполнение какого-либо конкретного задания. Закреплены они в специальных нормативных актах, к примеру, в ФЗ «О Государственной границе РФ».

Дополнительная помощь

Законодательно предусмотрены жилищные субсидии военнослужащим. Порядком их расчетов занимается правительство РФ. Эта помощь рассматривается как социальная защита военнослужащих. Существует ряд оснований, при наличии которых можно получить указанную субсидию. Во-первых, военнослужащий должен быть признанным нуждающимся в жилье. При несении службы он должен был обеспечиваться служебными помещениями. Во-вторых, необходимым условием является военный стаж. По общему правилу продолжительность службы должна составлять минимум 20 лет. При увольнении ввиду достижения предельного возраста эта цифра чуть меньше – 10 лет. Тот же самый минимум установлен и для тех, кто был вынужден прервать службу ввиду утраты здоровья либо в связи со штатными мероприятиями. Вместо субсидии по выбору военного ему может быть предоставлено жилье.

Обязанности

Законодатель предусматривает не только права военнослужащих. Глава 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» закрепляет и их обязанности. К их перечню относится верность военной присяге, беззаветное служение народу России, а также мужественная и умелая защита родины. Кроме этого, защитникам отечества надлежит соблюдать требования Конституции РФ, законов, уставов, а также и приказы командиров. Военнослужащие обязаны постоянно совершенствовать свое мастерство, быть бдительными и ответственными, дисциплинированными. Еще одним требованием является уважение воинской чести и боевой славы. Кроме этих общих обязанностей защитникам необходимо выполнять должностные и специальные требования. За нарушение требований главы 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» эта категория граждан несет ответственность, вплоть до увольнения.

Граждане, проходящие военную службу по призыву, с даты ее начала до окончания приобретают статус военнослужащих. Военнослужащие обладают установленными законодательством РФ правами и свободами человека и гражданина, за некоторыми исключениями. В связи с особым характером выполняемых обязанностей военнослужащим предоставляются социальные гарантии и компенсации (п. 2 ст. 1 , п. п. 1 , 2 ст. 2 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (далее — военнослужащие), имеют, в частности, следующие права.

Право на защиту свободы, чести и достоинства

Воинская дисциплина строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. За оскорбление военнослужащих, насилие и угрозу применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, предусмотрена ответственность. Так, за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими виновные привлекаются к дисциплинарной и к уголовной ответственности (п. 2 ст. 5 Закона N 76-ФЗ; ст. ст. 335 , УК РФ; п. 2 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495).

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания. О задержании военнослужащих вне расположения их воинской части уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 76-ФЗ).

Право на свободу передвижения

Право на свободу передвижения военнослужащих ограничено необходимостью поддержания ими боевой готовности воинских частей и своевременного прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе свободно передвигаться в расположении воинской части и не вправе выезжать за пределы местного гарнизона, за исключением случаев убытия в отпуск или командировку. Один раз в неделю военнослужащий, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на увольнение из расположения полка (п. 1 ст. 6 Закона N 76-ФЗ; п. п. 239 , Устава).

Право на свободу слова, свободу совести и вероисповедания

Право военнослужащих на свободу слова ограничивается запретом разглашения ими государственной и военной тайны, обсуждения и критики приказов командира.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды отношения к религии. При этом создание религиозных объединений в воинской части не допускается (п. 1 ст. 7 , п. п. 2 , 5 ст. 8 Закона N 76-ФЗ).

Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Кроме того, они могут состоять в общественных объединениях, за исключением политических, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы, а также участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта (ст. 9 Закона N 76-ФЗ).

Право на труд

Характер служебной деятельности и перемещение по службе определяются квалификацией военнослужащих и служебной необходимостью. При этом время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Направлять военнослужащих на работы, не связанные с военной службой, допускается только в установленных законом случаях.

Военнослужащим запрещено участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы в целях урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением (п. 3 ст. 7 , абз. 5 п. 2 , п. п. 3 , 8 ст. 10 Закона N 76-ФЗ).

Право на отдых

Продолжительность служебного времени определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Ежедневно военнослужащим предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, а также не менее одних суток отдыха еженедельно. В определенных случаях военнослужащие имеют право на отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, не считая времени проезда к месту отпуска. Кроме того, на основании заключения военно-врачебной комиссии может быть предоставлен отпуск по болезни (п. п. 2 , , , 10 ст. 11 Закона N 76-ФЗ; п. 63 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).

Право на жилище, денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение

Военнослужащие, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах. На время службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Также они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 11 ст. 15 Закона N 76-ФЗ; п. 168 Устава).

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, состоящим из оклада по воинской должности и дополнительных выплат, в том числе за особые условия службы. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих осуществляется по установленным нормам (ст. 12 , п. п. 1 , 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ; пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65).

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии

Право военнослужащих на охрану здоровья предполагает, в частности, ограничение опасных факторов военной службы, бесплатное получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами, а также бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Кроме того, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета (Закона N 76-ФЗ).

Право на обращение в суд и на юридическую помощь

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и интересов через суд. При этом расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, возмещают соответствующие воинские части. Также военнослужащие вправе получать юридическую помощь адвоката по вопросам, в частности, связанным с прохождением военной службы (п. 1 ст. 21 , п. 3 ст. 22 Закона N 76-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.06.2005 N 352).

Право на оружие

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в установленном порядке при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время (п. 4 ст. 1 Закона N 76-ФЗ; п. 13 Устава).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»

В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправ­ления.

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жа­лобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Россий­ской Федерации, другими нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации и Дисциплинарным уставом ВС РФ.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба ВС РФ, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а так­же направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим долж­ностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других воен­нослужащих, нарушение установленных законами РФ прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредст­венному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжа­лует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявле­ние или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявле­ние или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жало­бу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальни­ка), проводившего опрос.

Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жало­бе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяс­нение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в ка­рауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

Запрещается препятствовать подаче обращения (предложе­ния, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассмат­ривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);

Знакомиться с документами и материалами, касающимися рас­смотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

Получать письменный ответ по существу поставленных в об­ращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведом­ление о переадресации письменного обращения (предложения, заявле­ния или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетен­цию которых входит решение указанных вопросов;

Обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложе­нию, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жало­бы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обра­щения (предложения, заявления или жалобы).

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, ка­сающиеся прав и свобод военнослужащих.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих яв­ляются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в резуль­тате которых:

Нарушены права и свободы военнослужащих;

Созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;

На военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязан­ность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредствен­но в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба может быть подана как самим военнослужащим, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем воинского коллектива. Полномочия представи­теля должны быть оформлены в соответствии с Гражданско- процессуальным кодексом РФ. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания воинской части.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жи­тельства и службы либо по месту нахождения органа военного управ­ления или воинского должностного лица, действия которых обжалу­ются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим су­дам, то военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд:

В трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;

В месячный срок со дня получения военнослужащим письмен­ного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управле­ния или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военно­служащим не был получен на нее письменный ответ.

Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к вы­воду, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной при­чине, он отказывает в удовлетворении жалобы. В случае пропуска ука­занного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу.

Рассмотрим правовую работу, которую осуществляют коман­диры и органы военного суда при рассмотрении предложений, заявле­ний и жалоб военнослужащих.

Еще по теме Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления:

  1. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)
  2. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий
  3. 71. Порядок обжалования в вышестоящий орган и в суд неправомерных действийи решений органов исполнительной власти и должностных лиц.
  4. 5.3 Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
  5. Глава XVI. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  6. 25.1. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
  7. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
  8. § 3. Ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов
  9. 8.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих


Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...