Ницше годы жизни и смерти. Кризис и выздоровление. Афористичность философии Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше - выдающийся немецкий философ, поэт, представитель волюнтаризма и иррационализма - родился в Саксонии, неподалеку от Лютцена, в селении Реккен 15 октября 1844 г. Оба его деда и отец служили священниками; мальчика назвали в честь прусского короля.

Когда в 1849 г. умер отец, Фридриха Вильгельма отправили к матери и другим родственницам в Наубург на Заале. Впоследствии Ницше посещал старинную школу-пансион Пфорта. В Боннском и Лейпцигском университетах он изучал филологические дисциплины, после чего переехал в Швейцарию, по его собственному признанию, для того, чтобы не исполнять воинскую повинность.

В 1869 г. Ницше получил приглашение работать на кафедре классической филологии в университете города Базеля (Швейцария). Тогда он еще не имел докторской степени, но был автором ряда опубликованных научных статей. В этот период биографии произошло событие, которое оказало огромное влияние на его мировоззрение, - знакомство с наследием философа Артура Шопенгауэра .

Когда началась франко-прусская война, Ницше добровольно ушел служить рядовым санитаром в прусскую армию (1870-1871). Участие в военных действиях оказалось для физического и душевного здоровья философа слишком тяжелым испытанием; в этот период у него в первый раз проявились симптомы психического расстройства. По возвращению в Базель Ницше продолжил заниматься преподаванием, однако вынужден был много лечиться, долго жить в Италии. Впоследствии ему пришлось расстаться с кафедрой и уехать в Иенскую лечебницу, позднее переехать в Наумбург.

Болезненное состояние не стало препятствием для написания Ницше главных философских трудов, прославивших его имя. Первая книга Ницше, «Рождение трагедии из духа музыки», была издана в 1872 г. Она была написана под влиянием творчества композитора Рихарда Вагнера, который являлся его близким другом, а также философии Шопенгауэра и Шиллера. В 1873 г. выходит первая из четырех книг «Несвоевременных размышлений»; остальные три были опубликованы до 1876 г.

Работая последние годы в Базеле, он в 1876-1877 гг. выпускает сборник афоризмов «Человеческое, слишком человеческое», посвященный 100-летию смерти Вольтера . Оставив окончательно работу в университете в 1879 г. по причине слабого здоровья, Ницше вел очень скромную жизнь, зимуя в Италии, лето проводя в Швейцарии.

В 1883 г. увидели свет две части книги «Так говорил Заратустра»; третья часть увидела свет в 1884 г. Эта книга стала попыткой Ницше собрать в единое целое главные сделанные к этому времени выводы. Выход первых трех частей остался почти не замеченным, поэтому четвертая часть была издана очень скромным тиражом, Ницше даже принял решение больше не продолжать работу над этой книгой. Только в 1891 г. четвертая часть была опубликована достаточно большим тиражом, и уже скоро «Так говорил Заратустра» приобрела огромную популярность в Германии, ее перевели на большое количество языков и стали считать классикой мировой литературы. Эта книга знаменательна выдвижением теории сверхчеловека, которую Ницше развил в работах «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887).

В январе 1889 г. Фридрих Вильгельм Ницше находился в Турине, когда прямо на улице у него случился припадок, превративший его в невменяемого человека. Его лечили в психиатрической клинике, после чего передали родным. 25 августа 1900 г. в Веймаре Ницше скончался.

Не являющаяся целостной и наполненная противоречиями философия Ницше, получившая название ницшеанства, тем не менее, наложила заметный отпечаток на буржуазную мысль прошлого столетия, в частности, на экзистенциализм и прагматизм. Большое количество литераторов конца XIX-начала XX вв. также испытало на себе значительное влияние трудов философа - в частности, Г. Манн , Т. Манн , К. Гамсун, Джек Лондон , В. Брюсов и др. Выдвинутые Ницше идеи легли в основу некоторых реакционных философских направлений; ницшеанство стало своеобразным фундаментом для реакционных тенденций и в сфере политики, морали; в частности, его в свое время взяли на вооружение идеологи фашизма.

Основана на Хронике жизни Ф. Ницше, опубликованной в издании:
Фридрих Ницше, сочинения в 2х томах, том 2, издательство «Мысль», Москва 1990 (Составитель — К. А. Свасьян) в переработке и кратком дополнении Д. Фьюче по книге Д. Галеви «Жизнь Фридриха Ницше».

1844

Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (род. в 1813, в семье священника) и Франциски Ницше, урождённой Элер (род. в 1826, в семье священника), родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля - Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

1846

1849, 1850

27 февраля. Рождение брата Людвига Иозефа. 30 июля. Смерть отца после года безумия и изнурительных страданий. 4 января 1850 года умирает маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго остается в сознании Ницше. Переезд семьи в Наумбург. Поступление в городскую школу для мальчиков.

1851

Переход в подготовительную школу при кафедральной гимназии.

1854-58

Учеба в Наумбургской гимназии. Первые пробы стихотворчества и музыкальных композиций. Ницше пользуется престижем у товарищей по гимназии, учится игре на рояле. Однажды, за 12 дней он пишет историю своего детства.

1858-62

6 октября 1858 года поступает в знаменитую школу Пфорта (под Наумбургом). Первые пробы писательства: маленькое сочинение «О музыке», стихи. Ницше начинает вести личный дневник. Знакомство и дружба с Паулем Дёйсееном. 1860 г. Основывает совместно с друзьями детства В. Пиндером и Г. Кругом музыкально-литературный союз «Германия» (просуществовавший всего три года). Ницше переживает сильное желание стать музыкантом вопреки осуществлявшейся им подготовке к гуманитарной научной деятельности. Уже в это время его занимают философские, этические проблемы. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерин, в особенности последний.

В 1861 году через Г. Круга происходит его первое знакомство с вагнеровской музыкой. Проходит (вместе с П. Дёйссеном) конфирмацию. Дружба с Карлом фон Герсдорфом.

С 1862 года Ницше начинает мучиться регулярными головными болями, не мешающие, однако, усиленным занятиям в школе и в свободное время. В апреле стихотворение «Эрманарих» и три статьи: «Фатум и история», «Свобода воли и фатум», «О христианстве». Его восторгает опыт его творчества.

1862-65

В середине октября 1862 года Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет (вместе с П. Дёйссеном). Изучение теологии и филологии. 1864 год - вступление в студенческую корпорацию «Франкония» и в городское певческое общество. Многочисленные музыкальные композиции. Непонимание и разрыв с университетскими друзьями. «Бегство» из Бонна.

1865

Летом острое ревматическое заболевание. Осенью переезжает продолжать обучение филологии в Лейпцигский университет (к профессору Ричлю) В декабре по инициативе Ричля участвует в организации филологического кружка. Первое и сопровождающееся внутренними потрясениями чтение Шопенгауэра, которого он даже называет отцом. Изучение искусства и философских систем гениального античного мира.

1866

«Три вещи служат мне отдохновением: мой Шопенгауэр, шумановская музыка, наконец, одинокие прогулки». Знакомство с Эрвином Роде. Превосходные дипломные работы выделяют Ницше среди других студентов в глазах профессора Ричля, который привлекает его к научной деятельности.

1867

Выход в свет в 22-м номере «Рейнского научного журнала» статьи Ницше «К истории феогнидовского гномологиума». 9 октября призывается на военную службу в конное подразделение полка полевой артиллерии в Наумбурге.

1868

В 23-м номере «Рейнского научного журнала» публикуются первые две статьи из работы Ницше о Диогене Лаэртском. В марте освобождается от воинской службы из-за сильной травмы, полученной при неудачном прыжке на коня. 8 ноября вечером в Лейпциге в доме ориенталиста Г. Брокгауза, женатого на сестре Вагнера, первая встреча с Рихардом Вагнером. «Долгий разговор о Шопенгауэре: ах, ты поймёшь это, каким наслаждением было для меня слушать его, с неописуемой теплотой говорящего о Шопенгауэре, чем он ему обязан и что это единственный философ, постигший сущность музыки» (Эрвину Роде, 9 ноября). Вагнер просит Ницше посещать его для взаимных занятий музыкой и философией.

1869

Третья и четвёртая статьи о Диогене Лаэртском в 24-м номере «Рейнского научного журнала».13 февраля решением базельской университетской комиссии на основании рекомендации Ричля 24-летний Ницше утверждается в должности экстраординарного профессора классической филологии Базельского университета и преподавателем греческого языка в старших классах Педагогиума: без предварительной защиты кандидатской и докторской диссертаций. 23 марта Лейпцигский университет без зашиты и на основании статей, опубликованных в «Рейнском научном журнале», присуждает профессору Ницше докторскую степень. 17 апреля освобождается от прусского подданства: отныне и впредь лишён всякого гражданства. С 19 апреля начало преподавательской деятельности.

17 мая — первое (из 23-х) посещение Вагнера и его будущей жены Козимы фон Бюлов в Трибшене у Люцерна. 28 мая вступительная университетская речь: «О личности Гомера» (опубликована под заглавием «Гомер и классическая филология»). Знакомство с Якобом Буркхардтом. 5 и 6 июня снова встреча с Вагнером в Трибшене: «Я очень многому учусь в его присутствии: это мой практический курс шопенгауэровской философии». Частые встречи с Вагнером перерастают в дружбу. Ницше считает возможным посвятить себя служению величайшему музыканту и мыслителю.

1870

18 января читает доклад «Греческая музыкальная драма» в Базельской библиотеке. 1 февраля там же второй доклад: «Сократ и трагедия». Новые посещения Трибшена. В «Рейнском научном журнале» публикуется статья Ницше «Флорентийский трактат о Гомере и Гесиоде». 9 апреля назначается на должность ординарного профессора. Темы летнего и зимнего семестров: Софокл, «Царь Эдип»; Гесиод, «Труды и дни»; Метрика; Цицерон, «Academica». Знакомство и дружба с Францем Овербеком, профессором теологии.

15 июля — франко-прусская война. Ницше подаёт заявление с просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправиться на фронт, «в качестве солдата или санитара»; нейтральная Швейцария разрешает ему только второе. Тяжелейшие потрясения от фронтовых впечатлений. Он почувствовал себя слитым воедино со своим народом, переживая недолгое увлечение патриотизмом. 7 сентября, сопровождая транспорт раненых в Карлсруэ, заражается дизентерией и дифтеритом; неделя кризиса в Эрлангенском госпитале между жизнью и смертью (безнадёжность состояния такова, что вызывают священника). Война сильно подорвала духовное и физическое здоровье Ницше: к нему уже никогда не возвращались ни спокойный сон, ни уравновешенное самочувствие. К концу октября, не оправившись полностью от болезни, Ницше возвращается в Базель и приступает к лекциям. Статья «Дионисическое мировоззрение», подаренная ко дню рождения Козиме Вагнер (разведшейся с Гансом фон Бюловом и обвенчавшейся с Вагнером).

1871

Ухудшение здоровья (желудочные боли, бессонница), связанное с непомерной преподавательской нагрузкой. С 15 февраля в связи с обострением болезни просит о временном отпуске для лечения. Поездка с сестрою в Лугано, работа над «Рождением трагедии». С первых чисел апреля снова в Базеле.

24 мая — поджог Тюильри в Париже коммунарами; слухи о подожжённом Лувре. «Я знаю, что это значит: борьба против культуры. Когда я услышал о парижском пожаре, я был на несколько дней полностью раздавлен и затоплен слезами и сомнениями: всё научное и философско-художественное существование показалось мне нелепостью, если оказалось возможным истребить за один-единственный день великолепнейшие творения искусства, даже целые периоды искусства…»

В июне выход в свет маленькой брошюры «Сократ и греческая трагедия» (на правах рукописи), окончательная подготовка текста «Рождения трагедии», которая выходит в последний день 1871 года. Музыкальная композиция «Отзвук новогодней ночи», посланная 25 декабря Козиме Вагнер в подарок ко дню рождения.

1872

Выход в свет «Рождения трагедии». Восторженные отзывы из Трибшена от Вагнера. Напряжённое молчание в филологических кругах, которое повергает Ницше в крайнее уныние. С января до марта пять лекций на тему «О будущности наших образовательных учреждений». По возвращении из Трибшена 21 января узнаёт, что студенты собираются устроить в его честь факельное шествие; отговаривает их от этого намерения. Совместные планы с Вагнером в связи с предстоящим открытием Байрейта. 29 февраля восторженное письмо от Листа по поводу «Рождения трагедии». Музыкальная увертюра «Медитация Манфред» также не встречает положительных отзывов. Первая анонимная рецензия на «Рождение трагедии» в журнале «Rivista Europea» (Флоренция).

Трогательное прощание с Трибшеном. 22 мая Байрейтская церемония, закладка краеугольного камня байрейтского театра, оставившая неизгладимый след в душе Ницше, бывшем в числе немногих «посвящённых» (вместе с Роде). Знакомство с Мальвидой фон Мейзенбуг, ближайшим другом семьи Вагнеров.

Почти все ученики покидают Ницше после резкого неприятия филологическими кругами «Рождения трагедии».

1873

Резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшение здоровья. Отчуждение от филологии. 6 марта — фортепианная композиция «Monodie a deux» (Монодия вдвоём), написанная как свадебный подарок Габриэлю Моно и Ольге Герцен (приёмной дочери А. Герцена), с которыми Ницше сдружился через М. Фон Мейзенбуг. На Пасху вместе с Роде поездка в Байрейт, где Ницше читает по вечерам в узком семейном кругу Вагнеров рукопись своего незаконченного сочинения «Философия в трагическую эпоху греков». С середины апреля — начало работы над первым из «Несвоевременных размышлений». 24 апреля — новая музыкальная композиция «Гимн к дружбе». Темы летнего семестра и семинара: Досократики; Греческие элегические поэты (зимний семестр — Жизнь и произведения Платона); в числе слушателей летнего семестра Пауль Рэ.

Резкое ухудшение зрения, вплоть до невозможности самому писать. К. фон Герсдорф, преданнейший друг Ницше, записывает под его диктовку первое «Несвоевременное» и статью «Об истине и лжи во внеморальном смысле», а также ведёт его переписку с Козимой Вагнер и М. фон Мейзенбуг. Совместное чтение: в числе прочих книг «Отцы и дети» Тургенева.

8 августа — выход в свет первого «Несвоевременного» - «Давид Штраус в роли исповедника и писателя», оживлённая полемика вокруг него (9 рецензий).

1874

В феврале выход в свет второго «Несвоевременного» - «О пользе и вреде истории для жизни».

Темы семинаров: Античная риторика; Эсхил, «Хоэфоры»; Сафо, История греческой литературы; Риторика Аристотеля; Софокл, «Царь Эдип». В начале октября выход в свет третьего «Несвоевременного» - «Шопенгауэр как воспитатель». Напряжение в отношениях с Вагнером - начало разрыва их отношений. На Рождество поездка к матери и сестре в Наумбург.

1875

В феврале глубочайшее потрясение от решения Ромундта (университетского коллеги и друга) стать католическим священником.

Темы зимнего семестра: История греческой литературы (заключение); Антикварные предметы религиозного культа у греков. Знакомство с Петером Гастом, приехавшим в Базель из Лейпцига послушать лекции Ницше. Чтение «Психологических наблюдений» П. Рэ. К концу года резкое ухудшение здоровья.

1876

В начале года освобождение по болезни от преподавания в университете. Из письма к Э. Роде от 18 февраля: «Мои головные боли усиливаются от лекций, я не могу ни читать, ни писать». 6 марта поездка с Герсдорфом на Женевское озеро. Знакомство с женевским дирижером Гуго фон Зенгером; слушает Берлиоза, посещает дом Вольтера в Фернее. 11 апреля делает предложение Матильде Трампедах (впоследствии третьей жене Г. фон Зенгера), с которой был знаком всего несколько часов. В середине апреля возвращается в Базель. Приглашение от М. Фон Мейзенбуг провести с ней и Альбертом Бреннером (студент и друг Ницше) отпуск на Адриатическом море; базельская учебная коллегия предоставляет Ницше годовой отпуск с октября 1876 по октябрь 1877 г. Темы летнего семестра: Доплатоновские философы; О жизни и учении Платона (по семинару: Гесиод). В начале июля выход в свет четвёртого «Несвоевременного» - «Рихард Вагнер в Байрейте». 23 июля Ницше в Байрейте. Резкое ухудшение здоровья, вызванное нарастающим неизбежным разрывом с Вагнером, собиравшимся объявить себя христианином выходом своего «Парсифаля».

В конце октября отъезд в Сорренто (Италия). Встреча с Рихардом и Козимой Вагнер, отдыхающими в Сорренто. 6 ноября известие о смерти Ричля. Ницше глубоко потрясён.

1877

Жизнь вчетвером (с М. фон Мейзенбуг, П. Рэ и А. Бреннером) в Сорренто на вилле Рубиначчи. Совместные чтения, в числе книг: Вольтер, Дидро, Буркхардт, Ранке, Фукидид, Геродот, Лопе де Вега, Кальдерон, Сервантес, Морето, Мишле, Доде, Руффини, Тургенев, Ш. де Ремюза, Ренан, Новый Завет, Герцен, Майнлендер, Шпир. Работа над «Человеческим, слишком человеческим». Снова резкое ухудшение состояния. Различные планы женитьбы под уговорами врачей и родных. С середины мая до сентября лечение на швейцарских курортах (Рагаз, Розенлаумбад, Люцерн). Знакомство и дружба с Отто Эйзером, врачом и вагнерианцем.

В первых числах сентября Ницше возвращается в Базель и с октября возобновляет лекции. Тема зимнего семестра: Религиозные антикварные предметы греков (по семинару: Эсхил, «Хоэфоры»). Просьба о продлении отпуска в университете удовлетворяется до Пасхи 1878 г. Дальнейшее сближение с П. Рэ.

1878

В конце апреля выход в свет «Человеческого, слишком человеческого». У Вагнера книгу не приняли. В августовском номере «Байрейтских листков» статья Вагнера «Публика и популярность», содержащая (впрочем, без упоминания имени) резкие нападки на Ницше. Осенью резкое ухудшение здоровья; уже в который раз подтверждается очевидный факт - состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием, которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества.

1879

С начала года почти каждодневные приступы болезни, сопровождающиеся непрерывной рвотой. В середине марта выход в свет «Смешанных мнений и изречений». Кратковременное и безуспешное лечение в Женеве. «Человеческое, слишком человеческое» постигает почти всеобщее неприятие. 2 мая обращается с просьбой об отставке с профессорской должности в Базельском университете по состоянию здоровья. Просьба удовлетворена 14 июня с назначением ежегодной пенсии в 3000 франков. Прощание с Базелем и начало скитальческой жизни. В конце июня первое посещение Верхнего Энгадина (Сильс-Мария). С 20 сентября и до конца года в Наумбурге. Работа над «Странником и его тенью». Круг чтения: Лермонтов, Маколей, Мёзер, Песталоцци, Гоголь, Брет Гарт, Марк Твен, Эдгар По.

В декабре выход в свет «Странника и его тени». Резкое ухудшение здоровья, это был тяжелейший для него год, в таком же возрасте умер его отец. Ницше уже готовился к смерти. К концу октября распространяются слухи о его смерти. «На мне лежит тяжкое-тяжкое бремя. За истекший год у меня было 118 тяжёлых приступов»,- пишет он сестре 29 декабря. Тем не менее Ницше остался жить.

1880

10 февраля Ницше выезжает из Наумбурга в Рива дель Гарда, где встречается с П. Гастом. В середине марта отправляется с Гастом в Венецию, которая сразу очаровала его. Круг чтения: «Бабье лето» А. Штифтера, Г. Спенсер, Д. Ст. Милль; богословские книги, в числе которых — «Христианство» Ф. Овербека, «Антропология Павла» Г. Людемана и «Христианство Юстина Мученика» М. фон Энгельгардта. Музыка - больше других - Шопен. В начале июля отправляется в Мариенбад. Читает Мериме, Сент-Бёва, Стендаля, Паскаля, Эмерсона. В первых числах сентября снова в Наумбурге. 8 октября через Франкфурт, Гейдельберг, Базель, Локарно отправляется в местечко Стреза у Лага Маджоре, откуда в середине ноября выезжает в Геную. Работа над «Утренней зарёй», которую Ницше называет работой выздоравливающего.

1881

25 января рукопись «Утренней зари» отсылается П. Гасту с просьбой переписать её набело. В конце апреля Ницше покидает Геную и направляется с П. Гастом в местечко Рекоаро близ Венеции. Работа над корректурой «Утренней зари».

4 июля — первая остановка в Сильс-Мария. «Я не знаю ничего более сообразного моей природе, чем этот кусочек высшей земли». Читает присланный Овербеком том Куно Фишера о Спинозе. «Я изумлён, потрясён! У меня есть предшественник — и какой!» (Овербеку, 30 июля). Усиленные занятия естествознанием. В Сильс-Марии Ницше озаряет идея «вечного возвращения», о которой он делает первые наброски. С начала осени снова резкое ухудшение здоровья. С 1 октября опять в Генуе, где в ноябре впервые слушает «Кармен» Бизе. С середины декабря начинает работу над продолжением «Утренней зари» (будущей «Весёлой наукой»).

1882

Некоторое улучшение состояния. П. Рэ посещает Ницше в Генуе в феврале. 29 марта Ницше отплывает на парусном торговом судне из Генуи в Мессину, где остаётся до 20 апреля. После этого по приглашению М. фон Мейзенбуг и П. Рэ приезжает в Рим, где знакомится с Лу фон Саломэ, дочерью петербургского генерала и почитательницей книг Ницше, как впрочем всего экстравагантного. Ницше и Рэ, влюблённые в Лу, решают втроём изучать естественные науки. Отказ Лу на предложение Ницше выйти за него замуж. Путешествие с Рэ, Лу фон Саломэ и её матерью в Орту. С 18 мая в Наумбурге. Пишет стихотворный цикл «Идиллии из Мессины» и дорабатывает «Весёлую науку». С 25 июня по 27 августа в Таутенбурге. В последних числах августа выход в свет «Весёлой науки».

Знакомство Лу фон Саломэ с Элизабет Ницше; ужас сестры перед «совершенной аморальностью» подруги брата, в которой она увидела «персонифицированную философию» своего брата. С этого момента начинается мучительное и некрасивое развитие отношений между сестрой, братом и Лу фон Саломэ. Но это отдельная и интересная история , оказавшая сильнейшее воздействие на всю оставшуюся жизнь Ницше. Лу, очевидно, предпочитает общество П.Рэ, разбиваются мечты Ницше об «идеальном друге», что в итоге приводит Ницше к мыслям о самоубийстве, разрыву с Лу и Рэ (впрочем, также и временного разрыва с сестрой и матерью). Как закономерный результат - резкое ухудшение здоровья. Ницше покидает Лейпциг. «Сегодня для меня начинается полное одиночество».

1883

1-я часть «Так говорил Заратустра». 13 февраля смерть Рихарда Вагнера в Венеции. С 23 февраля по 3 мая в Генуе. Примирение с матерью и сестрой. 4 мая отправляется в Рим, где остаётся до 16 июня. С 18 июня и уже до сентября в Сильс-Мария. 2-я часть «Так говорил Заратустра». Невиданная внутренняя борьба, отразившаяся в «Заратустре». 5 сентября отъезд в Наумбург на пять мучительных недель в связи с помолвкой Элизабет Ницше с доктром Б. Фёрстером, гимназическим учителем, вагнерианцем и антисемитом. В начале октября проездом через Базель отправляется в Геную. Снова резкое ухудшение состояния. В ноябре недельная остановка в Виллафранка и переезд в Ниццу, где отныне он будет проводить зиму.

1884

В январе З-я часть «Так говорил Заратустра». С 21 апреля по 12 июня гостит в Венеции у П. Гаста. Восторженное прослушивание комической оперы Гаста «Венецианский лев». В середине июня — Базель, после чего 15 июля третий приезд в Сильс-Мария, где отныне он будет проводить лето. В конце августа визит Генриха фон Штейна. 26 сентября отправляется в Цюрих, где мирится с сестрой. Знакомство с Готфридом Келером. Многочисленные поэтические пробы. 31 октября покидает Цюрих в направлении Ментоны, где остаётся до декабря. С первых чисел декабря до начала апреля следующего года снова в Ницце. Приезд Пауля Ланцкого.

1885

Завершение 4-й части «Так говорил Заратустра». С 10 апреля по 6 июня в Венеции с П. Гастом. «Единственное место, где мне постоянно было хорошо и приятно…» С 7 июня до середины сентября четвёртая остановка в Сильс-Мария. Планы переработки «Человеческого, слишком человеческого» и написания нового «Несвоевременного размышления» о Вагнере. С середины сентября до конца октября — Наумбург, Лейпциг. Знакомство с зятем, Б. Фёрстером. Прощается с сестрой, готовящейся с мужем отбыть в Парагвай. В начале ноября проездом Мюнхен и Флоренция; затем третья остановка на зиму в Ницце (до конца апреля следующего года). Работа над «По ту сторону добра и зла».

1886

В мае-июне — Венеция, Наумбург, Лейпциг. Тщетные переговоры с издателями об издании «По ту сторону добра и зла» и вынужденное решение издать книгу за свой счёт. Встреча со старым другом Э. Роде прошла в атмосфере чуждости. Роде: «Словно бы он пришёл из какой-то страны, где ещё никто не жил...» Атмосфера непонимания и одиночества сгущается вокруг Ницше. С начала июля (до конца сентября) пятая остановка в Сильс-Мария. Выход в свет «По ту сторону добра и зла». Новые издания «Рождения трагедии» (с «Опытом самокритики») и обоих томов «Человеческого, слишком человеческого» (с новыми предисловиями). Рецензия И. В. Видмана на «По ту сторону добра и зла» в бернском «Бунде». 25 сентября переезд через Готард в местечко Рута Лигуре у Генуи. Подготовка новых изданий «Утренней зари» и «Весёлой науки». С 22 октября снова в Ницце (до апреля следующего года). Работа над пятой книгой «Весёлой науки». Начало работы над «Волей к власти» («Переоценкой всех ценностей»). «Великолепное письмо» от И. Тэна, которому Ницше отослал «По ту сторону добра и зла». Читает Ренана, Зибеля, Монталамбера. Открытие Достоевского.

1887

В январе в Монте-Карло слушает впервые увертюру к «Парсифалю»: «...писал ли Вагнер когда-либо лучше» (Гасту, 21 января). 3 апреля выезжает из Ниццы в Каннобио (Лаго Маджоре), где остаётся до конца месяца. Работа над корректурой пятой книги «Весёлой науки». С 28 апреля в Цюрихе. Визит Овербека. С 12 июня (до конца сентября) шестая остановка в Сильс-Мария. Потрясён известием о смерти Г. фон Штейна, умершим в 30-летнем возратсе. Работа над «Генеалогией морали». Визит после 14-летнего перерыва П. Дёйссена в Сильс-Мария. С 21 сентября по 21 октября — Венеция; правка с П. Гастом корректуры «Генеалогии морали». В октябре выход в свет партитуры «Гимна к жизни». «Когда-нибудь, в близком или далёком будущем, его будут петь в память обо мне, в память о философе, у которого не было настоящего и который даже не хотел иметь его».

С конца октября (до апреля следующего года) последняя, пятая остановка в Ницце. Из письма к Ф. Овербеку от 12 ноября: «Мне кажется, что для меня замкнулась своего рода эпоха; обратный просмотр был бы как нельзя более уместен. Десятилетие болезни, больше чем десятилетие, и не просто болезни, от которой существовали бы врачи и лекарства. Знает ли, собственно, кто-либо, что сделало меня больным? что годами держало меня возле смерти в жажде смерти? Не думаю. Если исключить Р. Вагнера, то никто ещё не шёл мне навстречу с тысячной долей страсти и страдания, чтобы найти со мною «общий язык»; так был я уже ребёнком один, я и сегодня ещё один, в свои 44 года. Это ужасное десятилетие, оставшееся за мною, вдоволь дало мне отведать, что означит быть в такой степени одиноким, уединённым: что значит одиночество страдающего, который лишён всякого средства хотя бы сопротивляться, хотя бы «защищать» себя». Круг чтения: Монтень, Письма Галиани к г-же д"Эпине, Дневник Гонкуров. Выход в свет «Генеалогии морали». И, как всегда, музыка, музыка, музыка… «Меня раздражает все, что нельзя выразить музыкой».

26 ноября получает первое письмо от Г. Брандеса, положившее начало их переписке. Брандес: «Вы принадлежите к немногим людям, с которыми мне хочется говорить».

1888

Всю зиму работает над материалами к «Переоценке всех ценностей». Круг чтения: Плутарх, посмертные сочинения Бодлера, «Бесы» Достоевского во французском переводе Виктора Дерели, «Моя религия» Л. Толстого, «Пролегомены к истории Израиля» И. Вельгаузена, Э. Ренан «Жизнь Иисуса», Б. Констан «Некоторые размышления о немецком театре». В новогоднем приложении и бернскому «Бунду» появляется подписанный К. Шпиттелером обзор сочинений Ницше. Г. Брандес начинает читать в Копенгагенском университете курс лекций о философии Ницше.

В начале апреля отъезд в Турин и — «открытие» Турина. Во время пребывания в Турине (с 5 апреля по 5 июня) Ницше пишет «Казус Вагнер» и продолжает работу над материалами «Переоценки». Книги, прочитанные за этот период: В. Хен «Мысли о Гёте» и Л. Жакольо «Религиозные законодатели. Ману — Моисей — Магомет». С 6 июня (до 20 сентября) седьмая — последняя остановка в Сильс-Мария. Работа над «Дионисовыми дифирамбами». С конца августа (и уже до конца) необыкновенный взрыв эйфории: пишет «Сумерки идолов» и почти параллельно «Антихриста». С 21 сентября снова в Турине, по прежнему адресу: via Carlo-Alberto 6 III напротив palazzo Carignano и с видом на piazza Carlo-Alberto. Выход в свет «Казуса Вагнер». Правка (с помощью Гаста) корректуры «Сумерек идолов» и «Антихриста».

15 октября (в день своего рождения) начинает работу над «Ecce Homo» и завершает рукопись 4 ноября. Разрыв отношений с Г. фон Бюловом (из-за отрицательного отношения последнего к рекомендуемой Ницше опере П. Гаста «Венецианский лев») и М. фон Мейзенбуг (возмутившейся тоном туринского письма о Вагнере). 25 октября в «Музыкальном еженедельнике», издаваемом Э. В. Фрицшем, издателем Ницше, появляется статья вагнерианца Рихарда Поля «Казус Ницше», содержащая злобные нападки на Ницше.

Выход в свет «Сумерек идолов». Отсылка двух экземпляров Я. Буркхардту и А. Стриндбергу (последний уже читал «Казус Вагнер», присланный ему Г. Брандесом). В начале декабря первое письмо от Стриндберга: «Я заканчиваю все письма к моим друзьям словами: читайте Ницше! Это моё «Карфаген должен быть разрушен!». Первые явные признаки душевного расстройства.

1889

1 января. Посвящение «Дионисовых дифирамбов» французскому поэту Катюлю Мендесу: «Желая оказать человечеству безграничное благодеяние, я даю ему мои Дифирамбы. Я передаю их в руки поэту Изолины, величайшему и первому сатиру из ныне — и не только ныне — живущих... Подпись: Дионис».

2 января. Отказ от публикации «Ницше contra Вагнер»: «События полностью опередили это маленькое сочинение». По рассказам туринских знакомых Ницше, в последние дни он, как и всегда, совершал свои одинокие прогулки, часто бывал в библиотеке, где читал новые книги, купить которые ему не хватало средств, покупал фрукты. Его домовладелец, Давид Фино, сообщал о многочасовых фортепианных импровизациях своего постояльца по вечерам.

В начале июня, запутавшись в хозяйственных делах, Б. Фёрстер кончает жизнь самоубийством в Сан-Бернардино (Парагвай). Осенью авантюрная затея Ю. Лангбена «вылечить» больного.

1890

21 января визит П. Гаста, улучшение состояния Ницше, надежда на выздоровление. И великолепная музыка в его исполнении на фортепиано. Музыка, так и не покинувшая его, в отличие от разума. 13 мая, надеясь на скорое выздоровление, мать перевозит больного сына к себе в Наумбург на домашнее попечение («под расписку»). Осенью приезд сестры из Парагвая.

1891

Первое вмешательство Э. Фёрстер-Ницше в издание сочинений Ницше: она препятствует опубликованию 4-й части «Заратустры» (в основном из-за «Праздника осла»).

1892

С согласия матери и после переговоров с издателем К. Г. Науманом П. Гаст подготавливает первое полное собрание сочинений Ницше и избранных отрывков из наследия.

1893

Окончательное возвращение сестры в Германию. Конфликт с П. Гас— том в связи с изданием; приостановка издания.

1894

Резкое ухудшение состояния. В феврале основание Архива Ницше. Отстранение П. Гаста от сотрудничества. Договор сестры с Ф. Кёгелем и начало второго издания собрания сочинений.

1895

Весной во время краткого отсутствия матери художник Курт Стёвинг делает по просьбе сестры несколько портретов тяжелобольного Ницше; портреты выставляются в Лейпциге и Берлине. Из письма матери к Ф. Овербеку от 28 марта: «Кто знает, не должны ли вы, оба лучших друга (Овербек и Гаст. — К. С.) моего сына, постоять и за его мать». Выход в свет «Антихриста» и «Ницше contra Вагнер». Сестре удаётся оформить опекунство и приобрести в собственность сочинения и наследие брата.

1896

В августе Архив Ницше переносится в Веймар.

1897

1898

Смерть Эрвина Роде. «Когда я сообщила ему об этом, он после долгого молчания вышепнул: «Ах, Роде!» — и слеза скатилась по его щеке». Повторный апоплексический удар.

1899

П. Гаст, примирившись с Э. Фёрстер-Ницше, начинает третье издание полного собрания сочинений Ницше. Новый апоплексический удар.

1900

Ницше, Фридрих Вильгельм (1844–1900), немецкий философ. Родился 15 октября 1844 в Саксонии, в семье лютеранского священника. После окончания школы учился в университетах Бонна и Лейпцига, где увлекся греческой и латинской классикой. В тот же период познакомился с работами немецкого философа Артура Шопенгауэра, которые значительно повлияли на его дальнейшее творчество.

В 1869 Ницше, благодаря нескольким опубликованным статьям приобретшему определенную известность, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии несмотря на отстутствие докторской степени. Став профессором Базельского университета, Ницше получил швейцарское гражданство. Во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию, служил санитаром. Во время армейской службы его здоровье серьезно ухудшилось и вскоре он вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность.

В 1872 Ницше опубликовал свою первую концептуальную работу «Рождение трагедии из духа музыки». Основной тезис этой книги о дуализме культуры, наличии и борьбе в ней двух начал, «аполлоновского» и «дионисийского» получил широкую известность.

В дальнейших работах Ницше последовательно развивал свои идеи, основной из которых стало утверждение, что, несмотря на нынешнее господство посредственности, человек способен на великое. Здоровье Ницше продолжало ухудшаться и в 1879 он оставил университет.

В самой знаменитой из своих работ, «Так говорил Заратустра» Ницше сводит воедино свои наиболее значимые выводы. Эта книга приобрела известность не только как философское, но как литературное произведение, была признана классикой мировой литературы. Сам Ницше высоко оценивал ее с этой точки зрения, известно его высказывание: «Мне кажется, что этим Заратустрой я довел немецкий язык до совершенства». В этой книге Ницше впервые выдвинул теории сверхчеловека и воли к власти.

В январе 1889 с Ницше случился припадок, он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Ницше 25 августа 1900 года.

Большинство выдающихся немецких и французских философов, поэтов и писателей первой половины 20 века находились под влиянием Ницше. Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Ницше убеждает человека «оставаться верным земле», не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем. Ницше полагал, что «выдающиеся индивидуальные случаи постоянно встречаются в самых разных местах и культурах: и здесь мы действительно находим высший тип, который, в соотношении с человечеством в целом, является типом сверхчеловека».

Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов

Рассматривая кодексы морали, Ницше считает принципиальным различие между кодексами, исходящими из правящего класса и кодексами, возникающими в среде угнетенных (по Ницше – «мораль господ» и «мораль» рабов). Ницше считал, что современная мораль является противоречивой смесью обоих типов. Ницше не отождествляет свою позицию с моралью господ, однако он предпочитал ее рабской морали. Для него самым неприемлемым является чувство обиды и озлобления, в котором Ницше усматривает ключ к рабской морали – ненависти к богатым, сильным, к хозяевам жизни; ненависти к разуму, телу, сексу; ненависти к этому миру, опороченному превознесением другого, вымышленного мира. Ницше выступает за свободу духа, за способность подняться выше озлобления и обиды; за безграничное принятие этого мира.

, Платон , Аристотель , Эпикур , Парменид , Древнегреческая философия , Паскаль , Вольтер , Кант , Гегель , Гёте , Шопенгауэр , Вагнер , Гёльдерлин , Достоевский

Испытавшие влияние: Подпись: http://www.nietzsche.ru/ Произведения на сайте Lib.ru

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche [ˈfʁiːdʁɪç ˈvɪlhɛlm ˈniːtsʃə] ; 15 октября (18441015 ) , Рёккен , Германский союз - 25 августа , Веймар , Германская империя) - немецкий мыслитель , классический филолог , создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали , религии , культуры и общественно -политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни . Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Биография

Годы детства

Годы юности

Кризис и выздоровление

Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Сам он описывал это время следующим образом:

…в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности - я ещё жил, но не видел на расстоянии трех шагов впереди себя. В то время - это было в 1879 году - я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице , а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провел как тень в Наумбурге . Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе , то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трехдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия, не нашел бы дерзости скалолаза.

«Утренняя заря» вышла в свет в июле 1881 года , с неё начался новый этап творчества Ницше - этап наиболее плодотворной работы и значительных идей.

Заратустра

Последние годы

Заключительный этап творчества Ницше - это одновременно этап написания произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, когда на глазах Ницше хозяин избил лошадь . Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них - плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года . Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

Гражданство, национальность, этническая принадлежность

Ницше обычно причисляют к философам Германии. Современного единого национального государства называемого Германией на момент его рождения ещё не существовало, а был союз германских государств , и Ницше был гражданином одного из них, на то время Пруссии. Когда Ницше получил должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на аннулирование его прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий аннулирование гражданства, пришел в виде документа, датированного 17 апреля 1869 года. До конца своей жизни Ницше оставался официально лицом без гражданства.

В соответствии с распространенным мнением, предки Ницше были поляками . До конца своей жизни Ницше сам подтверждал это обстоятельство. В 1888 году он писал: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие)» . В одном из высказываний Ницше ещё более утвердителен по отношению к своему польскому происхождению: «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови» . В другом случае Ницше заявил: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением» . В одном из писем он свидетельствует: «Меня воспитывали относить происхождение моей крови и имени к польским вельможам, которые величались Ницкие, и которые оставили свой дом и титул около ста лет назад, уступив в результате невыносимому давлению - они были протестантами» . Ницше считал, что его фамилия могла быть германизирована .

Большинство ученых оспаривают мнение Ницше о происхождении его семьи. Ганс фон Мюллер опровергал выдвинутую сестрой Ницше родословную в пользу благородного польского происхождения. Макс Олер, хранитель архива Ницше в Веймаре, утверждал, что все предки Ницше носили немецкие имена, даже семьи жен. Олер утверждает, что Ницше вышел из давнего рода немецких лютеранских священнослужителей по обе стороны его семьи, и современные ученые рассматривают утверждения Ницше о его польском происхождении «чистым вымыслом». Колли и Монтинари, редакторы сборника писем Ницше, характеризуют заявления Ницше как «безосновательное» и «ошибочное мнение». Сама по себе фамилия Nietzsche не является польской, но распространена по всей центральной Германии в этой и родственных ей формах, например, Nitsche и Nitzke . Фамилия происходит от имени Николай, сокращенно Ник, под влиянием славянского имени Ниц сначала приобрела форму Nitsche , а затем Nietzsche .

Неизвестно почему Ницше хотел, чтобы его причисляли к знатному польскому роду. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла, утверждения Ницше о его польском происхождении, возможно, были частью его «кампании против Германии».

Отношения с сестрой

Мифология

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определённую мифологию [кем? ] :

  • Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса . Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) - тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille - в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти - это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма . Весь ход эволюции и борьбы за выживание (англ. struggle for existence ) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие - победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему - дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!»
  • Как от обезьяны произошёл человек , так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Übermensch). Разум и все так называемые духовные ценности - это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек - это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека - это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру - Дракона или Духа тяжести , подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек - Антихрист . Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма , для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ . Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение . Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence (декаданс).

Произведения

Основные произведения

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie , 1871)
  • «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen , 1872-1876)
  1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller , 1873)
  2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben , 1874)
  3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher , 1874)
  4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth , 1876)
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов » (Menschliches, Allzumenschliches , 1878). С двумя дополнениями:
    • «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche , 1879)
    • «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten , 1880)
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte , 1881)
  • «Весёлая наука » (Die fröhliche Wissenschaft , 1882, 1887)
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого » (Also sprach Zarathustra , 1883-1887)
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего » (Jenseits von Gut und Böse , 1886)
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral , 1887)
  • «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner , 1888)
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом » (Götzen-Dämmerung , 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»
  • «Антихрист. Проклятие христианству » (Der Antichrist , 1888)
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою » (Ecce Homo , 1888)
  • «Воля к власти » (Der Wille zur Macht , 1886-1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht - Versuch einer Umwertung aller Werte ), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Прочие произведения

  • «Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie , 1869)
  • «О будущности наших образовательных учреждений» (Über die Zukunft unserer Bildungsanstalten , 1871-1872)
  • «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Fünf Vorreden zu fünf ungeschriebenen Büchern , 1871-1872)
  1. «О пафосе истины» (Über das Pathos der Wahrheit )
  2. «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken über die Zukunft unserer Bildungsanstalten )
  3. «Греческое государство» (Der griechische Staat )
  4. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой» (Das Verhältnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen Cultur )
  5. «Гомеровское соревнование» (Homers Wettkampf )
  • «Об истине и лжи во вненравственном смысле» (Über Wahrheit und Lüge im außermoralischen Sinn , 1873)
  • «Философия в трагическую эпоху Греции» (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen )
  • «Ницше против Вагнера» (Nietzsche contra Wagner , 1888)

Юношеские произведения

  • «Из моей жизни» (Aus meinem Leben , 1858)
  • «О музыке» (Über Musik , 1858)
  • «Наполеон III как президент» (Napoleon III als Praesident , 1862)
  • «Фатум и история» (Fatum und Geschichte , 1862)
  • «Свободная воля и фатум» (Willensfreiheit und Fatum , 1862)
  • «Может ли завистник быть действительно счастливым?» (Kann der Neidische je wahrhaft glücklich sein? , 1863)
  • «О настроениях» (Über Stimmungen , 1864)
  • «Моя жизнь» (Mein Leben , 1864)

Кинематограф

  • В фильме Лилианы Кавани «По ту сторону добра и зла» (англ.) русск. (итал. «Al di là del bene e del male» , ) Ницше воплощает Эрланд Юзефсон (Лу Саломе - Доминик Санда , Пауль Реё - Роберт Пауэлл (англ.) русск. , Элизабет Фёрстер-Ницше - Вирна Лизи , Бернард Фёрстер (нем.) русск. - Умберто Орсини (итал.) русск. ).
  • В биографическом фильме Жулиу Брессане (порт.) русск. «Дни Ницше в Турине» (англ.) русск. (порт. «Dias de Nietzsche em Turim» , ) философа cыграл бразильский актёр Фернанду Эйрас (порт.) русск. .
  • В фильме Пинхаса Перри (Pinchas Perry ) «Когда Ницше плакал » (англ. «When Nietzsche Wept» , США -Израиль , , по роману Ялома Ирвина) заглавного персонажа сыграл Арманд Ассанте (Лу Саломе - Кэтрин Винник (англ.) русск. , Йозеф Брёйер - Бен Кросс , Зигмунд Фрейд - Джейми Элмэн (англ.) русск. , Берта Паппенгейм - Михаль Янай (иврит) русск. ).
  • Фильм венгерского режиссёра Белы Тарра «Туринская лошадь » (венг. «A torinói ló» , ) основан на истории о Ницше, который в Турине 3 января 1889 года стал свидетелем избиения лошади извозчиком. Ницше бросился к лошади, обнял её, а после этого замолчал навсегда, последние одиннадцать лет своей жизни проведя в больнице для душевнобольных.

Источники

  1. Л. Попкова Хроника "звездной дружбы". Ф. Ницше и Р. Вагнер.
  2. Реале Дж., Антисери Д. «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней»
  3. Даниэль Галеви «Жизнь Фридриха Ницше»
  4. Hollingdale, R.J: Nietzsche: The Man and His Philosophy. Cambridge University Press, 1999. p.6
  5. Some recently translations use this latter text. See: Nietzsche, Friedrich Wilhelm. The Anti-Christ, Ecce Homo, Twilight of the Idols, and Other Writings: And Other Writings. Translated by Judith Norman, Aaron Ridley. (Cambridge: Cambridge University Press, 2005), 77.
  6. Henry Louis Mencken, «The Philosophy of Friedrich Nietzsche», T. Fisher Unwin, 1908, reprinted by University of Michigan 2006, pg. 6,
  7. Letter to Heinrich von Stein, December 1882, KGB III 1, Nr. 342, p. 287; KGW V 2, p. 579; KSA 9 p. 681
  8. «Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.» - афоризм № 26 из «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  9. афоризм 108 «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего».
  10. Ницше. Новая философская энциклопедия
  11. Перцев А.В. Фридрих Ницше у себя дома – СПб.: Владимир Даль, 2009. – 480с. - (Мировая Ницшеана). - ISBN: 978-5-93615-085-2
  12. Подорога В.А. Метафизика ландшафта – М.: Наука, 1993. – 319 с.
  13. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания
  14. См., напр.: Эбаноидзе И. «Речь не о книгах, а о жизни…» : Переписка Фридриха Ницше с Готфридом Келлером , Георгом Брандесом и Августом Стриндбергом [: вступит. статья] // Новый мир . . № 4; Chamberlain, Lesley . Nietzsche in Turin: An Intimate Biography. 1996.

Фридрих Ницше – великий немецкий философ и писатель. Внешняя жизнь его очень бедна событиями, внутренняя же представляет потрясающую душевную драму, рассказанную с трогательным лиризмом. Все богатое литературное наследие Ницше может рассматриваться как художественная автобиография. Здесь необходима, однако, большая критическая осторожность. Отдельные парадоксы Фридриха Ницше, выхваченные из общего контекста его миросозерцания и оторванные от вскормившей их лирико-психологической почвы, служили немалым источником соблазна и смущения для людей неподготовленных. Подлинный смысл философии Ницше станет понятен только тому, кто терпеливо проследит все ступени его причудливого и болезненного духовного роста.

Фридрих Ницше. Фото, сделанное в Базеле ок. 1875 г.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в бедной деревушке Рёккен на границе Пруссии и Саксонии и был сыном лютеранского пастора. Отец умер в молодых годах от тяжкой душевной болезни, когда Ницше был ребенком. В отрочестве и ранней юности Ницше охотно готовился к пасторскому званию. Среднее образование он получил в знаменитой наумбургской школе Пфорте, куда определился 14 лет. Ницше был исправным учеником и не пережил на гимназической скамье никаких философских тревог и сомнений. К семье своей он питал нежную привязанность и с крайним нетерпением ожидал всегда возможности отпуска. В 1862 г. Фридрих поступил в Боннский университет и сразу специализировался на классической филологии. Первокурсником он сделал неудавшуюся попытку проповедовать студенчеству оздоровление и очищение традиционного корпоративного быта и после этого держался всегда в стороне от товарищеской массы. Немного погодя Ницше перешел в Лейпцигский университет, где вскоре стал чувствовать себя более уютно.

В Лейпциге он среди прилежных, но далеко не воодушевленных занятий древними языками случайно прочел книгу Шопенгауэра «Мир как воля и представление », и эта случайность надолго предопределила основное направление его умственных интересов. Шопенгауэр сделался первой философской любовью Ницше, пришедшего в восторг от его постоянной готовности идти наперекор всем официозным течениям и бестрепетно говорить современникам самую горькую правду. Ницше стал высоко ценить у Шопенгауэра проникновенное понимание всемирно-исторического трагизма и непоколебимый героизм вопрошающей мысли.

Филологические работы студента Ницше обратили внимание иностранных ученых, и в 1868 г. до получения университетского диплома базельский университет предложил ему профессуру по кафедре греческой словесности. По настоянию своего учителя, известного ученого Ричля, Ницше принял это приглашение. Докторский экзамен был после этого для него лишь приятной формальностью. Поселившись в Базеле, Ницше вскоре к своей живейшей радости познакомился и сблизился с прославленным композитором Рихардом Вагнером , и эта дружба ознаменовала собой очень важную ступень в духовной эволюции Фридриха Ницше. «Во всем существующем Вагнер подметил единую мировую жизнь – у него все говорит и нет ничего немого», – так характеризует Ницше философскую заслугу своего нового вдохновителя.

Фридрих Ницше. Рисунок Х. Ольде, 1899

Пребывавший последние 10 лет жизни в паралитическом слабоумии Ницше умер 25 августа 1900 в Веймаре. Сестрой его Елизаветой Фёрстер-Ницше был устроен в этом городе богатый и интересный «Музей Фридриха Ницше».



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...