«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв. Лучшее упражнение на запоминание слов и букв

Фавзана Аюпова

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы , путают похожие по написанию буквы , пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы , можно провести с детьми следующие игры и упражнения .

1. Называние буквы . Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой . Буквы называем кратко , без призвуков «ы» , «э» , демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква . Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы . Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы :

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» - замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы "Г" я не боюсь,

Буква "Г" не злой,а добрый гусь!


3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква , как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву . Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы , изготовленной из бархатной бумаги.


5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы : обведение трафарета буквы ;


вырезание буквы ножницами ;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры :

Пантомима «Живая буква » (дети изображают букву всем телом ) ;


- Изобрази букву пальцами ;


Определение буквы , написанной на спине, ладони : «Какую букву я написала ;


Узнавание букв , написанных разными шрифтами;

Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях .


Данная работа в "Мастерской букв " дает свои положительные результаты : дети хорошо запоминают буквы и не путают их .

Литература

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007

Нередко детям, как, впрочем, и взрослым, требуется запомнить какие-либо слова или буквы. Это касается не только иностранных языков, которые и так не просто выучить, но и нашего родного русского языка, который богат разнообразием простых и Но что делать, если совсем ничего не получается? Опустить руки и браться за другое дело? Или все таки постараться?

Если вы сталкивались когда-либо с этой проблемой, то данная статья станет спасением для вас. Эти упражнения на запоминание слов помогут вам и вашим детям развить свою память, научиться быстрее запоминать слова или буквы. Здесь вы можете сами выбрать, какое упражнение будет лучшим.

Перечисление

Одно самое простое упражнение на запоминание - "перечисление". Допустим, даны слова "картина, карбюратор, зарядное устройство, цветы, туманность, виноград, кухонный гарнитур...". Человек читает эти слова два раза, а потом по памяти должен вспомнить все, что он только что прочитал. Слова можно подбирать согласно возрасту человека, роду его деятельности, ближайших праздников или смены сезона.

Данное упражнение можно видоизменять и усложнять. К примеру, человек должен не только запомнить слова, но и составить с ними предложение, не потеряв ни одного.

Упражнение "Опиши картинку"

Представим себе картинку с попугаем, который сидит на жердочке. Нам даны слова: "клешни, алмаз, трава, щипцы, шоколад". И теперь, используя на максимум свою фантазию, объясняем, как может быть связан попугай на картинке с этими словами.

Своими лапками попугай держится за жердочку, как КЛЕШНЯМИ, его глазки похожи на АЛМАЗЫ, его оперение зеленое, как ТРАВА, но имеются и оранжевые проблески, как ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ, клюв попугая похож внешним видом на ЩИПЦЫ, жердочка, на которой сидит попугай, цвета "горький ШОКОЛАД". Такое упражнение на запоминание не только поможет развить память ребенку, но и проявит его фантазию.

Ряды слов

Для следующего упражнения для запоминания букв вам потребуется помощник. Напишите ряд слов. Допустим, 20 штук. В ряду справа напишите слова, которые так или иначе относятся к левым. К примеру:

  • Глобус - карта.
  • Собака - будка.
  • Садовод - тачка.
  • Карандаш - ластик.
  • Гипотенуза - катеты.
  • Мед - пчелы.
  • Дерево - листья.
  • Флешка - дисковод.
  • Интернет - социальные сети.
  • Цветы - клумба.
  • Космос - планета.
  • Подсолнух- семечки.
  • Стиральная машина - порошок.
  • Ферма - корова.
  • Наушники - музыка.
  • Зубная щетка - зубная паста.
  • Шкатулка- украшение.
  • Кофе - турка.
  • Колбаса - бутерброд.
  • Свеча - пламя.
  • Портрет - карандаши.

Прочитайте все словосочетания, а потом закройте правый столбик. По памяти восстановите слова и запишите их напротив каждого левого. Не забывайте, что ряд слов зависит также и от возраста ребенка. Это говорит о том, что слова, которые применяются в упражнении, должны быть хорошо знакомы ребенку. Такие задания активно используются при обучении детей английскому языку.

Много из одного

Еще одно упражнение на запоминание. (Представлен один из самых типичных вариантов, можно доделать его исходя из возраста, возможностей, хобби и желаний человека, можно сделать проще или сложнее, главное - принцип). Перед вами картинки животных, вещей, цветов, насекомых, книг, городов, машин, музыкальных групп… В течение одной минуты вам следует запомнить все картинки. После чего на бумаге записать все предметы в алфавитном порядке.

Это задание используется в разных интерпретациях и почти на каждом интеллектуальном марафоне или игре. Его с удовольствием выполняют как взрослые, так и дети. Вам дается какое-то длинное слово, к примеру: "кораблекрушение". Задача - составить как можно больше слов из букв данного слова. (Раб, рак, лак, шар, шок, блок, шов, широк, шлак). С тем же принципом применяются упражнения для запоминания английского алфавита. Такое упражнение можно превратить в целую игру, начисляя ребенку за каждое слово столько баллов, сколько букв в слове.

Когда-то преподаватели по русскому языку и литературе заставляли переписывать большие художественные произведения тех, у кого были проблемы с орфографией, пунктуацией... Хотите что-то запомнить, пишите эти слова или тексты. Переписывайте по несколько раз в день, пишите в черновиках, на закладках в видных местах, социальных сетях. Это поможет вам быстрее запомнить материал. Также чем больше вы читаете - тем лучше развивается ваша

Такие упражнения для запоминания таблицы умножения активно используются для детей младших классов, которым сложно выучить большое количеств чисел.

Удвоенные буквы

Если вы не можете запомнить слова с удвоенными гласными или согласными, что делать тогда? Здесь поможет запоминание одного некого сюжета. Берем несколько слов, в которых вы постоянно забываете, как пишется буква «т» или «тт». Слова: оттепель, аттестат, аттракцион, конфетти, коттедж, оттенок. Теперь придумываем небольшой сценарий, в котором могли бы встретиться эти слова. «Когда наступила оттепель, и ребята из коттеджного поселка «Конфетти» получили свои аттестаты, они отправились на аттракцион «оттенок». Это все, конечно, очень субъективно. Каждый должен выбрать слова, которые именно ему не по силам запомнить. В своей голове с помощью фантазии сложить это в целостный сюжет и запомнить.

Шифр

Вам знакомо слово «криптография»? Это некоторая шифровка букв, цифр или другой полезной информации. Вы тоже можете почувствовать себя сыщиком или археологом, изучающим древний язык, да к тому же и прокачать свою память и способности запоминать слова или буквы. Вы можете придумать шифр сами, а можете попросить об этом кого-то из вашего окружения (так будет интереснее). Следует зашифровать, к примеру, алфавит или цифры и знаки арифметических действий. Шифровкой могут быть различные незамысловатые рисуночки, геометрические фигуры или просто какие-либо символы. Расшифровывайте каждый день хотя бы по одному «посланию» или «примеру», и ваша память станет просто сногсшибательной. Также вы можете использовать упражнения для запоминания английских слов, шифруя их цифрами и символами.

Стихи наоборот

Учить стихи нас учили еще с детского сада. Но суть этого упражнения не в том, чтобы запомнить как можно больше стихотворений от начала до конца и рассказать их своему окружению, а в том, чтобы заучить стихотворение с конца до его начала. Да-да, слово за словом с конца до начала стихотворения. Получается не: «Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив?», а: «Красив не не много я разве, жалеешь не, любишь не меня ты?».

Различные логические игры, монополии, стратегии также помогут вам развить память и запоминать слова и буквы с легкостью.

Несомненно, кому-то определенное упражнение на запоминание может не подойти, кому-либо может помочь в большей степени, а кому-то в меньшей. Одним людям они покажутся сложными, а другие освоят их в два счета. Всегда самое главное - это желание. Не стоит останавливаться. Если вы знаете в лицо своего врага (как правило, враг человека - это его собственные недостатки), то сможете его победить, победить себя. Тренируйтесь, преодолевая все трудности, и вам покорятся любые вершины. Ваша память будет очень мощной, а способности великими. Как говорил великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн: «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».

Механизм письма.Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Письмо- это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
воспроизвести с помощью движений руки букву.
Письмо является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последнее время неуклонно растет, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеяны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, речной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушениями письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом - дисграфия.
Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г), найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на фланелографе или написанных несколько иным шрифтом. Ученики дописывают недостающие элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”. “Полубуковка”. Можно напечатанные на доске буквы закрыть полоской бумаги. Для лучшего запоминания буквы полезно дать каждому ребенку карточку с наклейной буквой, вырезанной из наждачной бумаги (черной - обозначающей гласный звук, серый - согласный). Дети водят по ней пальчиком в направлении письма. Этот метод предложенный М. Монтессори, применялся уже много десятков лет тому назад. Перед работой в “Прописи”, разобрав все элементы изучаемой буквы дети пишут ее “в полный рост” на листе бумаги, потом складывают лист пополам пишут на половине, затем на четверти листа, на восьмой его части и так далее, пока размер ее не приблизиться к требуемому. Это дает возможность учителю увидеть все недочеты и ошибки в написании особо трудных букв.

Применение разнообразных наглядных опор и игровых при­емов в качестве помощи умственно отсталым детям в овладении операциями анализа и синтеза. Затруднения учащихся в выпол­нении логических заданий, в том числе таких, которые требуют анализа и синтеза, вызывают необходимость разработки допол­нительных приемов работы, создания условий, благодаря кото­рым операции звукового анализа и синтеза, сравнения и сопостав­ления совершаются наиболее осознанно и продуктивно. В этих целях используются наглядные опоры и игровые задания. Учащи­еся конкретизируют звуковой анализ слова путем применения ус­ловно-графических схем; сравнивают гласные и согласные звуки, опираясь на зрительное восприятие положения органов артикуля­ционного аппарата.

Билет 11


Похожая информация:

  1. I Развитие системы студенческого самоуправления в процессе интеграции учебно-воспитательной, научной и инновационной деятельности вуза

В жизни каждого ребенка возникает момент, когда наступает время знакомства с буквами. Неважно, в каком возрасте это происходит – в 3 года или в 7 лет. Дети лучше запоминают тот материал, который для них интересен, усваивают те знания, которые связаны с различными действиями. То, что маленький человечек потрогал, понюхал или попробовал на зуб, запомнится быстро и надолго. Используя разнообразные задания для дошкольников, взрослые могут помочь крохе усвоить зрительный образ букв русского алфавита.

Разобрать различные методы можно на примере буквы Н. Для того чтобы навык усваивался быстрее, нужно задействовать разные органы чувств ребенка.

Использование визуального канала

Запоминание буквы Н происходит в первую очередь с помощью зрения. Упражнения помогут крохе усвоить образ с помощью зрительного анализатора.

Вначале взрослый должен показать ребенку букву Н в азбуке с нарисованной рядом картинкой, символизирующей слово, которое начинается на твердый звук [н] – например, «носорог». Крохе показывают картинку, просят его назвать, кто изображен на ней. Затем взрослый говорит: «Носорог - эн». Картинка носорога будет у малыша ассоциироваться с этим звуком. Когда через некоторое время взрослый покажет символ, ребенок вначале вспомнит, что изображено на картинке, а только потом припомнит название буквы.

Совместно с выполнением этого упражнения можно разучить стихотворение Лидии Гржибовской:

Носорог кричит друзьям:

«Букву эн принес я вам!

Букву эн вам надо знать,

Чтобы Новый год встречать!».

Эти стихотворные строки помогут маленькому человеку связать образ носорога с образом буквы Н и запомнить ее правильное название.

После того как буква в таком виде будет усвоена, нужно показывать ее в алфавите без картинок или в магнитной азбуке. Малыш вспомнит символ без опоры на зрительный образ носорога.

Есть еще немало способов запоминания:

  • Создать символ из счетных палочек, небольших обрезков ленточки или карандашей. Это упражнение задействует не только тактильные рецепторы, но и воображение крохи.
  • Выложить правильную букву из камушков во время прогулки.
  • Изогнуть проволоку так, чтобы получилась правильная буква.
  • Нарисовать букву на листе цветной бумаги и вырезать ее. Затем взрослому нужно разрезать символ посередине (по вертикали или по горизонтали) и попросить малыша сложить его вновь.
  • Найти символ в вывесках на улице – «МАГАЗИН», «БАНК» и других. Когда малыш будет выполнять задание безошибочно, то можно спросить его, в какой части слова (начале, середине, конце) стоит буква.
  • Найти и обвести букву в тексте журнала, газеты, старой книги, рекламного объявления. Единственное условие – шрифт должен быть крупным.

Использование тактильных упражнений

Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.

  • Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название - «эн».
  • Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
  • Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
  • Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
  • Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.

Использование звукового канала

Параллельно с изучением зрительного образа нужно выполнять упражнения, способствующие формированию у ребенка умения слышать твердый звук [н] и мягкий звук [н’] в устной речи.

  • Взрослый произносит ряд слогов (не, зо, ны, ук, на, ня, мы, ор, но, си, ну, тэ, ню, хо, ни, нэ, да, не). Если ребенок услышит слог с твердым звуком [н] или мягким звук [н’], то он должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
  • Взрослый произносит любые слова, если малыш услышит слово с твердым звуком [н] или мягким звук [н’], то он должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
  • Взрослый читает стихотворение, а потом просит кроху хлопнуть в ладоши или топнуть ногой тогда, когда кроха услышит в слове твердый звук [н] или мягкий звук [н’]. Для выполнения данного упражнения подходят стихотворные тексты советских классиков, например Самуила Маршака: «Носорог бодает рогом - не шутите с носорогом », Генриха Сапгира: «Извините, носорог,

Вы не тычьте в книгу рог.

Вы читайте. Это просто:

нитки, ножницы, наперсток».

Правильное развитие ребенка невозможно без дополнительных занятий. Если мамы и папы, бабушки и дедушки хотят, чтобы их чадо быстро запомнило всю азбуку, то обязательно нужно выполнять вышеперечисленные упражнения. Заниматься можно ежедневно или через день-два. Упражнения стоит проводить в игровой форме, следя за временем, чтобы ребенку было интересно и комфортно. Занятие стоит прекратить, если малыш начинает отвлекаться.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Предметные:

  • Демонстрировать знание алфавита. Выполнять задания на определение места заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы в алфавите по отношению к заданной букве. Называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок.

Познавательные:

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • Принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Подарите улыбки друг другу. Приятного вам урока.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Чистописание.

Настраиваемся на рабочую волну и устремляемся по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).

Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы. Слайд 2

Для того чтобы сделать открытие нам необходимо повторить изученный материал.

– А сейчас минутка чистописания, повторим написание букв, а каких, мы узнаем, разгадав загадки.

– Повторим правила посадки при письме.

(откройте тетради, запишите число, классная работа)

Образец буквы показать.

В тетрадь записываем первую букву отгадки. (Строчную) Слайд 3-9

Слайд 10 л , а, ф, в, а, т, и

Самостоятельная работа в тетради.

– Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. (Самооценка – сравнение с образцом)

Составьте задание для класса.

  • найди лишнюю букву;
  • подчеркни парные согласные;
  • подчеркни сонорную;
  • подчеркни гласную обозначающую мягкость согласных на письме;
  • составьте слово.

– Какое слово получилось? (алфавит)

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

– Сформулируйте тему урока. Слайд 11

Цель урока: Назначение алфавита. Выполнение упражнений на запоминание порядка букв в алфавите.

Ребята, а что вы хотели бы узнать об алфавите?

Чего мы ещё не знаем?

(Учащиеся высказывают свои предложения-суждения)

  • как образовалось слово «алфавит»,
  • для чего нужен алфавит,
  • где применяют алфавит;

– Ребята, что такое алфавит?

Алфавит – это все буквы языка, расположенные по порядку. Слайд 12

Откуда пришло такое интересное название? Слайд 13

Учитель: Костик провел мини-исследование и узнал: как образовалось слово «алфавит» и из какого языка оно пришло к нам.

Костя : Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая – ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.

– А у Кости есть вопрос для класса.

– Как по-другому называют алфавит? (азбука)

Учитель: Мила тоже провела мини – исследование и расскажет нам о происхождении слова азбука.

Мила: Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б – БУКИ. Из этих названий – АЗ и БУКИ – и получилось русское слово АЗБУКА.

– Каким одним слово можно назвать слова алфавит и азбука?

Сино́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

– А Володя поделится информацией и расскажет о том, кто составил славянскую азбуку.

Володя: Более 1000лет назад Русь приняла христианскую веру и вместе с верой славяне получили письменность. Сначала славяне вместо своих знаков стали использовать латинские и греческие буквы. Но это было неудобно т.к. эти буквы не могли передать все звуки русской речи.

И тогда греческий философ Кирилл (по-русски мудрец) со своим старшим братом Мефодием составили славянскую азбуку. В ней было сначала 42 ,а потом 38 букв.

Часть их взята из латинского алфавита, а некоторые придуманы специально для передачи звуков славянской речи. Так появилась азбука, которую в память о создателе назвали кириллицей. Слайд 14

Учить такую азбуку было сложно. С течением времени многие буквы утратились, поскольку исчезли звуки, обозначаемые этими буквами

Наши предки учились по такой азбуке.

– Каким источником вы пользовались?

(Интернет – Википедия, толковый словарь, помощь родителей)

Учитель: А сколько же букв в русском алфавите? (33)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.

А для чего нужно знать алфавит? Ваши предположения.

По алфавиту можно:

  • найти книгу в библиотеке;
  • карточку больного в поликлинике;
  • слово в словаре;
  • информацию в справочнике.

– Давайте проверим, совпадают ли ваши предположения и выводы с правилом на стр. 68.

Освоение правил орфоэпии (литературного произношения), анализ слов с вариативным ударением.

– А теперь обратимся к рубрике «Говори правильно»

– Прочитайте слова.

– Какую смысловую связь можно установить между этими словами? (в библиотеке есть каталог, который составлен по алфавиту)

– Значение, какого слова является для вас новым? (каталог)

– Запишите слова, поставьте ударение, а с электронным словарём поработает Ирина. (Зачитывает значение слова каталог)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)

Все мы знаем, что сейчас весна и в это время года каждый человек нуждается в витаминах. Выполняя следующее задание мы не только повторим алфавит, но и соберём корзинку с яблоками. Слайд 15

  • назовите первую букву алфавита (а);
  • шипящая, которая стоит после буквы ч (ш);
  • десятая буква алфавита (и);
  • о какой букве идёт речь?

Буква е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.

  • буква, которая стоит между буквами к и м (л);
  • после буквы м (н);
  • парная буквы б (п);
  • глухая непарная, может быть мягкой и твёрдой (х);
  • последняя буква алфавита (я);
  • буква, обозначающая мягкость согласных на письме и не имеющая звука (ь).

Вывод: что помогло нам выполнить это задание? Знание алфавита.

Физминутка

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Работа в парах.

– А сейчас мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 157 на стр. 68

– Прочитайте.

– Знакомы ли тебе эти имена и фамилии? (чтение по цепочке)

– Перепиши фамилии знаменитых людей России в алфавитном порядке.

(Проверка)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Работая в парах каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Проверка по алфавиту.

Работа в группах. (Проверка на компьютере) Слайд 16

Первая группа – Запишите в алфавитном порядке имена:

Алексей, Андрей, Борис, Иван, Мария, Яков.

– На какие две группы можно разбить данные слова? (имена мальчиков и девочек, слова, которые начинаются с гласной и согласной буквы)

Вторая группа – Запишите в алфавитном порядке названия цветов: Слайд 17

Астра, василёк, гвоздика, мак, роза.

– Какие из этих слов являются многозначными? (Роза, Василёк)

– В каких словах все согласные твёрдые?(астра, мак, роза)

Третья группа – Запишите в алфавитном порядке названия деревьев:

Слайд 18

Берёза, дуб, клён, липа, осина, сосна.

– Исключите лишний предмет, по какому – либо признаку.

(хвойные и лиственные, весна и лето)

Четвёртая группа: Запишите в алфавитном порядке название городов:

Астрахань, Брянск, Владивосток, Киев, Москва. Слайд 19

Назовите столицу нашей Родины.

– В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему?

(Киев, Астрахань)

Пятая группа – Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке.

Драгунский, Житков, Пушкин, Толстой, Чехов.

Слайд 20

Шестая группа – Запиши фамилии космонавтов по алфавиту. Слайд 21

Гагарин, Джанибеков, Гречко, Терешкова, Рюмин.

Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Мы гордимся тем, что живем в стране, которая первой открыла космические дали. Теперь уже очень много людей побывали в космосе, не только наши, но и американские космонавты, но мы были первыми. Космонавтов в мире свыше 500 человек, но первым из них навсегда останется наш Гагарин, открывший человечеству дорогу в небо.

VII . Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем итог.

– Ребята, запомнить лучше алфавит поможет нам замечательная песенка.

Слайд 22

Достиг ли урок цели?

– Каким способом? (объяснение учителя, сообщения одноклассников, работа по учебнику, со словарём, алфавит)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...