Инструкция по заполнению визы в индию онлайн. Виза в индию самостоятельно. Оформление визы через Visasam

Все мы время от времени сталкиваемся с отменой или задержкой авиарейсов. Особенно сложная ситуация возникает при перелетах родителей с детьми. Как вести себя в подобных случаях и что надо предпринять в первую очередь? Подробнее о законодательных нюансах, правилах перевозок и правах пассажиров в России, ЕС и США рассказывает юрист национальной юридической службы АМУЛЕКС Ольга Рябых.

Итак, произошла отмена или задержка рейса. В первую очередь необходимо оперативно установить, кто виноват в сложившейся ситуации. Для этого пассажиру необходимо обратиться за разъяснениями к авиаперевозчику.

Ответственность авиакомпании

Вылеты из российских аэропортов регулируются законодательством РФ, которое не зависит от авиакомпании, услугами которой вы воспользовались. Согласно нормам гражданского законодательства РФ (статьи 794 и 795 Гражданского кодекса РФ) авиаперевозчик не будет нести ответственности перед пассажира ми в следующих случаях:

  1. Природные явления стихийного характера (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.). Причем это правило распространяется на природные явления как в точке вылета, так и в месте прибытия.
  2. Военные действия.
  3. Забастовки.
  4. Объявление карантина на государственном уровне или введение ограничения перевозок на определенных направлениях.
  5. Задержка или отмена рейса связана с устранением неисправности транспортного средства, которая могла угрожать жизни и здоровью пассажиров.

Во всех остальных случаях вина лежит на авиакомпании . Вот некоторые примеры:

  1. Нестыковки в расписании.
  2. Неготовность экипажа или борта к выполнению рейса.
  3. Отказ в посадке пассажира на рейс из-за "овербукинга" (такие ситуации, когда билетов продается больше, чем мест в самолете, с расчетом, что часть пассажиров не явится на рейс).
  4. Другие ситуации, в которых перевозчику не удалось доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы на невыполнение условий договора с пассажиром.

В зависимости о того, когда произошли перенос или отмена рейса, пассажиру необходимо избрать для себя порядок действий в такой ситуации.

В первую очередь авиакомпания вместе с сообщением об отмене рейса должна предложить вам альтернативный рейс, причем осуществлять его может как ваш изначальный перевозчик, так и сторонний, а даты рейсов могут отличаться от даты вашего рейса или предусматривать пересадку.

Помимо альтернативного перелета, авиакомпания может предложить вам возврат стоимости авиабилета в полном объеме в связи с вынужденным отказом. Такие правила установлены пунктом 227 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее по тексту "Федеральные авиационные правила").

Помните: если вы приобрели один билет на рейс с пересадкой, то можете рассчитывать на возмещение стоимости всего маршрута. Если же билетов было два, и отменили/заменили лишь первый рейс, вернуть получится только сумму за отмененный перелет. Билет за второй перелет придется сдавать согласно тарифу. Если отмена или замена коснулась второй части перелета, и авиакомпания не предоставила альтернативных вариантов, перевозчик обязан вернуть вам деньги за указанный билет и обеспечить бесплатный возврат в Россию.

Что касается билетов "туда и обратно", вернуть их полную стоимость при отмене/замене рейса можно, только если они приобретены одновременно (оба билета на одном бланке).

Возврата денег за билет можно требовать и в случаях, когда предложенный авиаперевозчиком альтернативный вариант перелета вас не устроил.

Вы узнали о отмене/задержке рейса уже в аэропорту

Эта ситуация некомфортна для всех пассажиров, но особенно - для родителей с детьми. Первое, что нужно в таком случае сделать, это не паниковать и обратиться к сотрудникам авиаперевозчика, чтобы уточнить:

  • почему и насколько будет задержан ваш рейс (пп. 73-74 Федеральных авиационных правил);
  • есть ли возможность предоставления вам альтернативного перелета.

Также необходимо получить у представителя авиаперевозчика документа-справки или отметки на вашем билете о состоявшейся отмене/задержке рейса (п.228 Федеральных авиационных правил).

Если вы соглашаетесь дождаться следующего борта, то сможете воспользоваться всеми преимуществами, которыми обладают пассажиры при задержке рейса (ст. 99 Федеральных авиационных правил). На все указанные ниже услуги пассажир может претендовать без взимания платы.

Если ожидание займет более 2 часов , вы можете рассчитывать на:

  • Комнату матери и ребенка, которая предоставляется на одного пассажира с ребенком не старше 7 лет.
  • Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса.
  • Прохладительные напитки.

Если ожидание займет более 4 часов , вы имеете право на горячее питание каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время.

Если ожидание займет более 8 часов днем и более 6 часов ночью , вы имеете право на:

  • Бесплатное размещение в гостинице.
  • Трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без дополнительной платы.
  • Бесплатное хранение багажа.

Задержка рейсов "Аэрофлотом" 1-2 декабря: разбираем ситуацию

1-2 декабря 2017 года компания "Аэрофлот" задержала 40 рейсов из Москвы по причине отсутствия разрешения от аэропорта "Шереметьево" на запуск двигателей. Рейсы были задержаны более чем на 2 часа, все пассажиры были не просто в аэропорту, а на борту самолетов. Как отмечают в самой компании, все уже было готово к вылету, командиры экипажей ожидали от "Шереметьево" разрешения на буксировку со стоянки, запуск двигателей и т.д. Как пояснили в компании "Аэрофлот": разрешение на запуск могли дать в любую минуту, поэтому пассажиров не высаживали.

Известно, что пассажиры имели возможность покинуть борт, однако в таком случае пассажир терял бы перелет, поскольку самолет мог улететь в любой момент. В компании добавляют, что пассажиры остальных задержанных рейсов, которые ожидали вылета в терминале, обслуживались согласно авиационным правилам, им предоставлялись ваучеры на напитки и питание.

В такой ситуации рекомендуется не занимать выжидательную позицию, а смело обращаться на стойку авиакомпании за информацией о причинах, возможных сроках задержки вашего вылета и порядке ваших дальнейших действий. Важно помнить: экипаж самолета не может удерживать пассажиров на борту в аэропорту (пункте по маршруту перевозки) при желании пассажира покинуть борт и не продолжать поездку.

Пассажирам, покидающим борт самолета, необходимо заявить о своем отказе от перевозки. При этом отказ, обусловленный нарушениями обязательств перевозчиком - отменой или задержкой рейса, - будет считаться вынужденным (п. 227 Федеральных авиационных правил). Правом на вынужденный отказ от перевозки пассажир может воспользоваться и на борту самолета, если о задержке рейса стало известно только там. В случае вынужденного отказа пассажиру будет возвращена уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).


Компенсация за задержку рейса в РФ

При отмене/задержке рейса вы вправе претендовать на выплату компенсаций, если российская авиакомпания не сможет доказать своей непричастности к этому событию.

В соответствии с законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. 5 ст. 28) в случае вины авиакомпании в отмене/задержке рейса вы вправе потребовать выплаты 3% от стоимости авиабилета за каждый час, а согласно Воздушному кодексу РФ (ст.120 ВК РФ) - 25% МРОТ за каждый час отсрочки, но не более 50% от стоимости билета.

Кроме того, согласно тому же закону "О защите прав потребителей" (п. 2 ст. 13, ст. 15), в случае вины авиаперевозчика в отмене/задержки перелета вы сможете претендовать на возмещение убытков и на компенсацию морального вреда, если в связи с отменой/ задержкой рейса были вынуждены нести дополнительные расходы или вашему ребенку были причинены физические и нравственные страдания.

Действия перевозчиков и пассажиров в случае задержки или отмены рейса на территории Евросоюза определяются регламентом ЕС № 261/2004 (Regulation (EC) No 261/2004 of the European Parliament and of the Council of 11 February 2004).

Алгоритм действий перевозчика и пассажиров при задержке или отмене рейсов в Евросоюзе практически такой же, как и в России. Первым делом нужно будет обратиться к представителю авиакомпании для получения информации о возможности предоставления альтернативного перелета и получить отметку на билете о том, что рейс был задержан или отменен.

Правила выплат компенсаций распространяются на всех перевозчиков, осуществляющих полеты над территорией Евросоюза либо из аэропортов ЕС в любых других направлениях. Кроме того, авиакомпании, зарегистрированные на территории ЕС, обязаны также предоставлять компенсации в случае перевозок на территорию ЕС из любых других стран. Пассажиры имеют право получить компенсацию вне зависимости от того, являются они гражданами ЕС или нет. Рассчитывать на компенсацию можно, если полет был отменен менее чем за две недели до вылета.

При "овербукинге" в странах Евросоюза, авиакомпания обязана предложить всем "лишним" пассажирам добровольно отказаться от рейса. Всем отказавшимся вернут деньги за билет и предложат компенсацию в размере от 250 до 600 евро с учетом дальности перелета. Кроме того, если не найдется добровольцев, вас могут снять с рейса - с полным возмещением стоимости билета и со всеми компенсациями.

При ожидании перелета вы также будете иметь право на получение от авиакомпании бесплатных услуг:

  • Питание и напитки
  • Проживание в гостинице (если необходимо задержаться)
  • Трансфер между аэропортом и местом проживания
  • Два телефонных звонка, факса или сообщения по электронной почте

В США закон предусматривает возврат денег за билет и/или компенсации, когда пассажир не попал на рейс из-за "овербукинга". В Америке у каждой авиакомпании свои правила, и закон не обязывает перевозчиков предоставлять пассажирам задержанных или отмененных рейсов еду, напитки или телефонные звонки. Также законом не предусмотрен и возврат денег при длительных задержках или отмене, но в большинстве случаев авиакомпания предложит поменять билет на свой ближайший рейс или рейс другой компании. Но если новый билет окажется дороже, разницу в цене придется покрывать за собственный счет.

Что изменит Монреальская конвенция?

Этим летом Россия присоединилась к Монреальской конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок (соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации). Таким образом, выплаты за задержку рейса выросли почти в 15 раз - до 344 тыс. рублей с 1 950 рублей за час ожидания. Конвенция распространяется только на международные регулярные и чартерные рейсы.

Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика: компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству - правам заимствования (СПЗ), которые рассчитываются на основе нескольких мировых валют (японской иены, евро, доллара и фунта стерлингов). Таким образом, согласно Монреальской конвенции, пассажиру положена компенсация до 4150 СПЗ, или 344 тыс. руб, вместо предыдущих 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

Изменения коснулись и перевозки багажа. Теперь в случае уничтожения, повреждения или задержки компенсация будет ограничена суммой 1000 СПЗ (около 83 тыс. рублей). Для сравнения: ранее размер компенсации определялся ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не мог превышать 600 рублей за 1 кг багажа и 11 тыс. рублей за ручную кладь в тех случаях, когда стоимость не может быть точно установлена.

Выросли выплаты и случае гибели пассажира - до 100 тыс. СПЗ, это около 8,3 млн рублей, ранее норма регламентировалась п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса, и максимальная сумма составляла 2 млн рублей. Кроме того, пассажиры получили возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику - теперь это можно сделать по месту жительства пассажира.

Однако сейчас, как уже указывалось выше, согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от 250 до 600 евро в зависимости от дальности перелета. Монреальская конвенция не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса. В России на настоящий день данные правила Евросоюза не применяются. И даже после ратификации Монреальской конвенции пассажир для получения выплаты будет вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика.

Как вернуть деньги за билет

Если авиакомпания еще при задержке рейса проигнорировала ваше право на возврат уплаченных денежных средств за авиабилет, не предложила альтернативный перелет и/или не дала никаких разъяснений, то вы можете собрать документы и решить спор в досудебном порядке: в России - в течение 6 месяцев с момента отмены/задержки рейса согласно Воздушному кодексу РФ (ст. 126 ВК РФ), а в странах Европы - от 2 до 6 лет (в зависимости от правил перевозки).

Для разрешения спора с авиакомпанией в досудебном порядке авиаперевозчику необходимо будет вручить претензию, приложив к ней подтверждающие указанные в ней обстоятельства документы: билет с отметкой об отмене или задержке рейса или справку авиакомпании, посадочный талон, квитанции и чеки за питание и проживание во время ожидания, письма и пригласительные, другие документы, подтверждающие расходы на вас и вашего ребенка или причиненный вам и вашему ребенку моральный вред.

Вручить претензию с копией документов можно представителю авиакомпании лично или отправить на адрес авиакомпании заказное письмо с уведомлением.

У перевозчика есть 30 дней, чтобы рассмотреть вашу претензию и дать ответ (ст. 128 ВК РФ). В течение этого времени вам должны быть возвращены уплаченные за билеты денежные средства и перечислены причитающиеся суммы компенсаций.

В странах ЕС деньги за билет будут перечислены на ваш счет в течение 7 дней, как того требует регламент ЕС № 261/2004Regulation (EC) No 261/2004 of the European Parliament and of the Council of 11 February 2004.

Памятка для родителей при перелетах с детьми

  1. Собираясь с ребенком в путешествие, всегда берите с собой документы на ребенка, даже если вам не требуется оформлять отдельный авиабилет на него. Подумайте заранее о необходимых на случай отмены/замены авиаперелета вещах.
  2. Получите разъяснения у представителей авиакомпании о причинах отмены/задержке рейса, поставьте отметку на билете или получите соответствующую справку.
  3. Получите дальнейшие инструкции о месте и порядке ожидания следующего рейса.
  4. В зависимости от времени ожидания следующего рейса требуйте бесплатное питание, проживание в гостинице, другие услуги (в РФ и ЕС). Если рейс задержали в США, то вы можете узнать на сайте авиакомпании, какие есть дополнительные услуги для ожидающих рейса пассажиров.
  5. Сообщите сотрудникам авиакомпании о том, что вы ожидаете рейса с ребенком, напомните о своих правах как пассажиров с детьми.
  6. Собирайте все чеки и квитанции за питание и проживание за время вашего вынужденного ожидания, чтобы впоследствии иметь возможность доказать причиненные вам убытки и моральный вред.
  7. Не бойтесь защищать свои права. В случае нарушении ваших прав обращайтесь с претензиями к авиаперевозчику, а в случае отказа в досудебном урегулировании спора - в суд.

Это общие правила поведения родителей с детьми при отмене или задержке перелета, соблюдение которых даст достаточно серьезную гарантию, что путешествие пройдет без эксцессов.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Задержка рейса способна нарушить планы путешественника, испортить настроение перед перелетом и лишить возможности совершить пересадку на другой рейс своевременно. Многие жертвы долгих ожиданий в аэропорту не догадываются о возможности получения компенсации в случае, если в задержке виновен перевозчик. В каком размере и на каких основаниях предоставляется компенсация за задержку рейса самолета, узнаем из статьи.

Когда авиакомпания виновна в задержке рейса

Всегда, когда пассажира не пускают в самолет, хотя у того имеется купленный билет, авиакомпания считается виновной и обязанной выплачивать компенсацию.

Заявлять о выплате компенсации можно при условии, что виновата в задержке рейса авиакомпания. Такое случается, если:

  • произошла нестыковка в расписании перелетов;
  • экипаж своевременно не подготовился к выходу в рейс;
  • рейс отменили из-за недостаточного количества проданных билетов или других причин, из-за которых полет стал не выгодным;
  • было реализовано больше билетов, чем возможно посадить пассажиров (такое случается, поскольку из-за отказа пассажиров от вылета компании часто продают на 5% больше билетов, чем имеется мест в салоне);
  • в других ситуациях, когда перевозчик не может подтвердить наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к задержке рейса.

В каких ситуациях авиакомпания не виновна в задержке рейса

Предъявить претензии к авиакомпании и потребовать компенсации за задержку невозможно в следующих случаях:

  • если самолет не вылетел по требованию компетентных органов из-за неблагоприятных погодных условий;
  • если рейс отменили по настоянию гос. органов;
  • если произошла забастовка сотрудников аэропорта;
  • если рейс отменили из-за обнаружения неисправности самолета, по причине которой имела место угроза здоровью и жизни пассажиров;
  • если имели место форс-мажорные обстоятельства (беспорядки, боевые действия, теракты, стихийные бедствия).

Компенсация за задержку рейса самолета, права пассажира

Если по причине отмены или задержки рейса у пассажира выпали несколько дней отпуска, авиакомпания будет компенсировать стоимость заранее оплаченных, но не использованных услуг отеля и т.п.

В случае отмены рейса пассажира должны предупредить. Если предупреждение имело место за пару дней до вылета, должен быть предложен альтернативный вариант пассажирской перевозки к месту назначения, а также должны быть возвращены деньги за билет (даже если предполагалась пересадка и поездка в оба конца).

Деньги можно получить обратно в течение 3 месяцев с даты отмены перелета. А вот в случае, когда рейс отменили в тот день, когда был запланирован перелет, или даже после приезда клиента в аэропорт, ему обязаны предложить другой билет на самолет той же компании или самолет другого перевозчика (пассажир не должен ничего доплачивать).

Какими правами обладает пассажир при отмене или задержке рейса

Когда о задержке рейса стало известно, пассажир в первую очередь должен сходить к сотрудникам авиакомпании и попросить поставить на билет отметку о задержке.

Задержка рейса может быть незначительной, а может продолжаться много часов – в зависимости от длительности ожидания пассажиру положены следующие льготы:

  • хранение багажа без оплаты, пользование комнатой мамы и ребенка в возрасте до 7 лет, а так же сопровождающим их лицам;
  • если задерживается на 2 часа и больше , пассажир вправе требовать отправки 2 бесплатных электронных сообщений или совершения 2 звонков, а также бесплатные прохладительные напитки;
  • если рейс задержали минимум на 4 часа , пассажиру предлагается горячий обед, который будет предлагаться и далее каждые 6 часов;
  • если рейс задержан на 8 и более часов в дневное время или на 6 часов в ночное время , пассажира бесплатно разместят в гостинице;
  • компания предоставит бесплатный трансфер до отеля и обратно до аэропорта.

В каком размере выплачивается компенсация за задержку рейса самолета

Если рейс был задержан по вине авиакомпании, пассажиру будут выплачены следующие суммы:

  • 3% от стоимости билета на самолет за каждый час задержки перелета (как компенсация за потерянное время);
  • 25% от действующего федерального размера МРОТ за 1 час ожидания перелета (не больше половины стоимости билета на самолет – в качестве штрафа).

Когда подавать претензию представителям авиакомпании

Претензия (смотреть образец претензии ⇒ ) должна быть подана в течение полугода с даты задержки или отмены рейса. Для международных рейсов срок обращения продлевается до 2 лет. Претензия будет рассмотрена в течение 30 дней с даты его получения представителями компании. Компенсация будет перечислена на счет заявителя в течение 2-6 месяцев. Если в выплате отказали, или размер компенсации оказался недостаточным, у пассажира имеется в запасе 3 года для подачи искового заявления.

Читайте также статью ⇒ .

Типичные ошибки

Ошибка: Пассажир, рейс которого был задержан, требует рассмотреть его претензию по российскому законодательству, тогда как рейс был международным.

Задержка рейса или отмена вылета – довольно часто случающиеся неприятности, которые способны привести в замешательство даже опытного путешественника, особенно если путешествие включает в себя пересадки и стыковки. В случае, если рейс задерживают, пассажир может воспользоваться своими правами, а их у него немало. Причем абсолютно не имеет значения, какая авиакомпания задерживает вылет: лоукостер или национальный авиаперевозчик, а рейс – регулярный или чартер. Права пассажира в этих случаях регулируются Федеральными Авиационными Правилами (ФАП) и Воздушным Кодексом России, в которых четко прописаны все возможные ситуации и способы их разрешения.

Пассажир имеет право знать

Согласно положениям ФАП, представители авиаперевозчика, осуществляющего полет, должны проинформировать клиентов о причинах и продолжительности отсрочки взлета даже, если произошла задержка вылета чартерного рейса. Информация должна быть объявлена диспетчером по громкой связи и обозначена соответствующим текстом на табло в здании аэропорта (п. 92 ФАП).

Также на регистрационной стойке авиакомпании ее представитель должен давать исчерпывающие сведения обо всех обстоятельствах и причинах изменения времени вылета. Если в данном аэропорту нет представительства компании-авиаперевозчика, осуществляющей перелет, на все вопросы пассажиров обязаны ответить представители аэропорта на информационной стойке. Пассажир вправе потребовать от представителя воздушной гавани предоставление полных данных по рейсу.

Важно! Приобретая авиабилет на самолет, клиент заключает с перевозчиком договор на предоставление транспортных услуг, письменным доказательством этого факта становится бланк авиабилета.

Важно! Клиент вправе требовать соблюдения своих прав на информацию (п. 74 ФАП).

Если рейс отложен

Что делать пассажиру при задержке рейса, можно узнать из положений действующего законодательства и ФАП. Клиенты авиаперевозчиков должны требовать их соблюдения. В случае отсрочки вылета авиакомпания обязана:

  • Пассажирам, путешествующим с детьми, не достигшими 7 лет, дать доступ в комнату матери и ребенка;
  • Обеспечить бесплатное хранение багажа.

Когда вылет задерживается дольше двух часов, пассажирам должны обеспечить:

В случае, если отлет задерживается дольше четырех часов, авиаперевозчик должен организовать горячую еду пассажирам с интервалом 8 часов днем и 6 – ночью. Обычно выдаются талоны в определенные рестораны в аэропорту.

Если задержка вылета самолета дольше, чем 6 часов ночью и 8 днем, компания-авиаперевозчик должна бесплатно:

  • разместить своих пассажиров в ближайших отелях;
  • обеспечить транспорт из аэропорта в отель и обратно.

Важно! Пассажиров не имеют право селить в номерах вместе с незнакомыми людьми, распределять по разным номерам членов семьи без их согласия и т.д.

Дополнительная информация. Если пассажира не устраивает гостиничный номер, предоставляемый авиакомпанией, он может поселиться за свой счет и впоследствии предъявить платежные документы для возмещения в головной офис авиаперевозчика.

Что делать при задержке вылета

Бывает так, что пассажир следует по сложному маршруту, включающему в себя один и более стыковочных рейсов. В такой ситуации опоздание на стыковочный рейс из-за задержки предыдущего по вине авиаперевозчика рушит все путешествие.

Есть несколько нюансов, которые надо знать пассажиру:

  1. Если все рейсы совершает одна компания, и оформлен один билет. В таком варианте пассажир не должен ни о чем беспокоиться – авиакомпания обязана за свой счет отправить своего клиента в пункт назначения другими своими рейсами и чем быстрее, тем лучше, потому что промедление увеличивает расходы авиаперевозчика (питание, проживание пассажира и т.д.);
  • Если оформлен один авиабилет, а рейсы выполняют две компании. Здесь тоже нет повода волноваться. Так как такие стыковочные рейсы осуществляют компании-партнеры, то компания-виновник опоздания пассажира на стыковочный рейс обязана уладить все проблемы со своим партнером за свой счет и отправить пассажира следующим же рейсом в аэропорт назначения;
  • Стыковочные рейсы оформлены разными билетами, выполняются одной или разными авиакомпаниями. Пассажир должен знать, что приобретая разные билеты и самостоятельно выбирая стыковки, он сильно рискует, т.к. в этом случае он не является транзитным пассажиром. Если первый рейс задерживается, то билет на стыковочный попросту пропадает.

Важно! Если пропадает билет на стыковочный рейс, купленный туда и обратно, то аннулируется и обратный авиабилет, как в случае если бы пассажир не явился на рейс.

Сразу же после объявления о задержке вылета нужно ставить на авиабилете штамп – соответствующую отметку у представителя авиакомпании. Далее надо связаться с другой авиакомпанией, на чей рейс пассажир опаздывает, и попросить оформить бронирование на следующий рейс и при этом не аннулировать обратный билет. Чаще всего авиакомпании идут навстречу своим клиентам.

Если не получилось избежать неприятных последствий, и обратный билет аннулирован, то придется покупать другие авиабилеты за свой счет, при этом сохраняя все чеки и квитанции, а также билет с отметкой о задержке рейса.

Впоследствии можно будет направить в офис авиакомпании-виновника опоздания письменную претензию с требованием возместить возникшие расходы, приложив к ней все финансовые документы и билеты. Но по правилам в этом случае компания не обязана компенсировать пассажиру денежные потери, и он может рассчитывать только на возмещение ущерба за задержку рейса виновной компании.

Важно! Претензия в письменном виде должна быть подана авиаперевозчику в течение 6 месяцев после инцидента, не позднее.

Рассмотрим, в каких случаях авиаперевозчик не несет ответственность за задержку рейса. Существует ряд объективных причин, снимающих с авиакомпании вину за откладывание вылета, вне зависимости от того, чартерные рейсы или регулярные. К ним относятся следующие:

  • ухудшение метеоусловий;
  • авиалайнер технически неисправен;
  • загруженность аэропорта;
  • иные форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, ограничения на выполнение полетов и т.д.).

Во всех других случаях компании-авиаперевозчики ответственны за своевременную доставку своих клиентов в пункт назначения, в частности:

  • ошибочно составленное расписание полетов;
  • авиалайнер либо экипаж самолета не готов к полету;
  • ситуация, именуемая овербукинг: когда авиабилетов продают больше количества посадочных мест в авиалайнере данного рейса (часто авиакомпании продают билетов больше, т.к., согласно статистическим данным, несколько пассажиров всегда отменяют свои поездки в последний момент);
  • продано мало билетов, и полет нерентабелен (часто случается с чартерными рейсами);
  • во всех остальных случаях, если не доказано, что это форс-мажор.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, то ситуация может быть разрешена следующим образом:

  • отправка пассажиров до места назначения другими рейсами;
  • денежная компенсация убытков и потерь.

Важно! Пассажиру следует помнить, что если авиакомпания отправляет его другим рейсом, даже другой авиакомпании, то никаких дополнительных денег брать с него не должна, даже в случае, когда маршрут становится длиннее, а авиабилет дороже.

Денежное возмещение ущерба

В Российской Федерации

Если рейс задержали, то пассажирам положена денежная компенсация. По законам России расчет суммы возмещения ущерба, причиненного задержкой вылета, рассчитывается по МРОТ: за час отсрочки вылета начисляется по 3% от цены авиабилета (Закон «О защите прав потребителей»), и по 0,25% от МРОТ за час ожидания, при этом максимально возможной суммой компенсации является 50% цены авиабилета («Воздушный кодекс» РФ).

В странах ЕС

Иначе рассчитывается компенсация за отложенный вылет в Евросоюзе. Специальное постановление Европарламента регламентирует обязанности авиаперевозчиков и порядок расчета величины компенсационных выплат.

Данным правилам обязаны подчиняться:

  • все авиаперевозчики, начальным пунктом маршрута которых является аэропорт в стране ЕС (даже, к примеру, Аэрофлот или любая другая российская компания-авиаперевозчик, вылетающие из Европы);
  • авиакомпании, имеющие регистрацию в качестве авиаперевозчика в любой из стран Еврозоны, если конечным пунктом маршрута является аэропорт, находящийся в Евросоюзе.

Согласно этому документу, сумма компенсации к выплате пассажиру определяется, исходя из времени ожидания отложенного рейса и дальности перелета.

Расчет суммы компенсации

Attention: The internal data of table “45” is corrupted!

Важно! При ожидании вылета дольше 5 часов пассажиру по его просьбе должны возместить всю стоимость авиабилета даже, если потребуется вернуть его в исходный пункт путешествия.

Компенсационная выплата положена пассажиру в том случае, если отменили вылет, но оповестили его об этом меньше чем за 13 дней до даты путешествия. Сумма рассчитывается исходя из продолжительности ожидания альтернативного рейса, его протяженности.

В США

В Штатах ситуация с задержанными и отмененными рейсами несколько иная. Законодательством практически не предусматривается возмещение ущерба от отмены или долгого ожидания вылета, за исключением случаев, когда пассажир не попадает на борт самолета из-за овербукинга.

На практике авиакомпании стараются отправить клиентов ближайшими рейсами, но если авиабилет стоит больше, пассажир доплачивает сам. Нет преференций ни в виде бесплатных звонков по телефону, ни электронных писем, ни питания, в отличие от правил РФ и Евросоюза.

Документы для возмещения затрат

Что делать пассажиру, вылет которого откладывается? Первым делом нужно обратиться на стойку регистрации авиакомпании и узнать, почему вылет отложен, попросить поставить на билете отметку о том, что рейс задерживается. При этом представитель компании должен поставить на авиабилет печать или фирменный штамп. Потом, при посадке в самолет, нужно поставить отметку о времени вылета, также заверенную штампом. Таким образом, при подаче претензии в центральный офис авиаперевозчика будет официально подтверждена задержка рейса.

Важно! В том случае, если в аэропорту нет представительства авиаперевозчика, штамп могут поставить на информационной стойке представители аэропорта. Но даже если отметки о задержке не будет, она подтверждается многими документами, оформляемыми как в соответствующих службах аэропорта, так и в самой авиакомпании.

После размещения в отеле за свой счет нужно сохранить все платежные документы об оплате номера и трансфере между аэропортом и отелем.

По возвращении нужно составить и подать в центральный офис компании претензию с требованием о выплате компенсации, приложив к ней все подтверждающие документы (авиабилет с отметками, документы по дополнительным непредвиденным расходам и т.д.).

Важно! Следует помнить, что подать претензионное письмо необходимо до истечения 3 месяцев с момента инцидента. Авиакомпания должна дать ответ в течение 1 месяца с даты получения претензии.

Важно! При подаче претензионного письма его нужно оформить в 2 экземплярах и получить от представителей компании отметку с входящим номером и датой получения на втором, оставляемом себе экземпляре письма.

При рассмотрении жалобы пассажира разбор дела происходит по законам той страны, где произошел инцидент, вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирован авиаперевозчик. Так, если инцидент произошел в российском аэропорту с компанией «Люфтганза», то разбирательство будет проходить в России, если ответчиком является российская компания-авиаперевозчик по случаю на территории Евросоюза, то дело будет рассматриваться в соответствующей стране Еврозоны и по действующим там законам и правилам.

Видео

Если задержали рейс, если маршрут сложный, между стыковочными перелетами слишком мало времени, и путешествие под угрозой срыва, не стоит паниковать. Зная свои права и обязанности авиакомпании перед клиентами, можно не только успешно добраться в пункт назначения, но и получить материальную компенсацию за причиненные неудобства.

22 Июня 2017, 12:36

Пик задержек чартеров приходится на летнее время, когда массы отдыхающих перемещаются в теплые края. Сидеть на чемоданах в аэропорту – один из ночных кошмаров наших туристов. PROturizm собрал минимум советов по правильному восприятию этой проблемы.

Когда на табло появляется неприятная надпись «рейс задержан», главное, не паниковать. Всегда желательно, чтобы вам навстречу вышел представитель (авиакомпании или аэропорта) и объяснил, что происходит.

Причины задержек чартерных рейсов

Есть разные причины задержки рейсов. Иногда у аэропорта и авиакомпании данные отличаются. Чтобы определить точную причину, суды делают запросы в метео- и другие службы аэропортов.

  • Неприбытие самолета
  • Поломка самолета
  • Погодные (метео) условия

Если рейс задерживается по причинам, не зависящим от авиакомпании, материальную компенсацию получить не получится. Но в любом случае авиакомпания обязана предоставить вам определенные удобства при ожидании перелета.

Тут как раз и наступают первые сложности – авиакомпаниям не выгодно признаваться, а пассажиры не знают своих прав. Итак – флаг нам в руки, точнее ФАП – федеральные авиационные правила.

Обязанности авиакомпании при задержке рейса

Первое, что обязан сделать авиаперевозчик (или аэропорт) – это информировать пассажиров об изменении в расписании и о причинах изменений. Об этом говорит пункт 92 ФАП (Федеральных авиационных правил).

Если авиакомпания не оповещает пассажиров и представителя не найти, на чартерных перевозчиков можно жаловаться Росавиации и туроператорам. Первым, так как они вышестоящая организация над авиакомпанией. Вторым – как заключившим договор на чартерную перевозку, теперь они отвечают перед пассажирами за оказываемые услуги.

Что нужно делать при задержке чартерного рейса?

Если вы предполагаете предъявлять претензии – получите справку о задержке (отмене) рейса. На посадочном талоне должно быть указано (от руки) настоящее время вылета и поставлен штамп.

Если при ожидании перелета вам не предоставляют обязательных услуг – купите их самостоятельно, сохраните чеки и предъявите расходы к возмещению вашему туроператору, а он уже будет разбираться с чартерным перевозчиком. Примите во внимание, что денежную компенсацию можно получить только если доказана вина перевозчика в задержке рейса. В России величина компенсации за задержку рейса определена в 25% от МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости билета.


Права пассажиров при задержке рейса

Согласно п.99 вышеуказанных воздушных правил при задержке рейса пассажирам с детьми до 7 лет обязаны предоставить комнату матери и ребенка, а для остальных организовать хранение багажа.

Через два часа ожидания авиапассажирам за счет авиакомпании полагаются прохладительные напитки и 2 звонка по телефону или возможность отправки двух электронных сообщений.

Итак, при задержке рейса авиакомпания обязана предоставить:

  • через 2 часа – прохладительные напитки и 2 телефонные или электронных сообщения,
  • через 4 часа – горячее питание, и далее каждые 6 часов днем (или 8 часов ночью),
  • каждые 6 часов ночью (8 часов днем) – бесплатное размещение в гостинице (и доставку до нее и обратно).

К сожалению, для чартеров перенос рейсов на срок до 10 часов является допустимым. Если авиакомпания задерживает перелет на больший срок, вступает в силу Закон «О защите прав потребителей». Такая задержка рейса является существенными изменением условий договора между туристом и туроператором. При «потере суток» отдыха Роспотребнадзор встает на защиту Потребителя и можно получить компенсацию.

Что нужно знать о задержках чартерных рейсов

Разные виды ответственности разделяют перевозчиков регулярных и чартерных рейсов. В последнем случае – за перевозку отвечает туроператор, зафрахтовавший самолет, а не сам перевозчик.

При любой причине задержки рейса авиаперевозчик обязан в определенные сроки обеспечить пассажиру возможность позвонить, прохладительные напитки, горячее питание, размещение в гостинице.

Первое, что вам надо сделать – это получить штамп о задержке рейса на стойке регистрации. Тогда, если вам не предоставляют в положенное время необходимых «удобств», вы можете, в крайнем случае, заказать их сами и предъявить потом чеки к оплате авиакомпании или туроператору. Тут разборки могут довести вас до суда, но часто до этого не доходит, и претензии рассматриваются провинившейся стороной в досудебном порядке.

Вы можете подать претензию в течение полугода с даты рейса, а авиакомпания (туроператор) должен рассмотреть ее в течение 30 дней.


Последствия задержек рейсов

С начала сезона туристическое сообщество решает проблемы с переносом и отменой рейсов «ВИМ-Авиа». В случае с чартерами ответственность за транспортировку отдыхающих на место отдыха переходит к заказчику перевозки, то есть туроператору.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...