Что такое гололедица? В чем разница между гололедом и гололедицей. Чем опасен гололёд? Основные правила езды на автомобиле

0

Зимний период года всегда опасен не только разнообразными заболеваниями и вирусами, но и обращениями в травмпункт по поводу переломов и травм конечностей. Чаще всего, подобные проблемы связаны с падениями во время гололеда.

Перепады погодных условий с незначительной оттепели до заморозков чреваты появлением на дорогах и тротуарах льда. Такое состояние дорожного покрытия опасно как для водителей автомобилей, так и для пешеходов. Если же поверх этой ледяной корочки выпадет еще снег, то удержаться на ногах пешеходам будет невероятно трудно.

Чтобы свести к минимуму вероятность получения травмы при гололеде, необходимо придерживаться определенных мер безопасности.

Использование противоскользящей обуви

Для этого нужно подбирать зимние ботинки или кроссовки, на которых будет рифленая подошва. Если же обувь имеет гладкую подошву, то нужно перед выходом на улицу протереть ее наждачной бумагой либо наклеить ее на подошву. Нужно учесть, что такую обувь нежелательно носить в помещении, поскольку она будет оставлять следы на полу.

Еще один вариант уберечься на гололеде – движение по тротуару совместно с кем-либо

Если же попутчиков не окажется, то необходимо предельно сконцентрироваться на движении, не отвлекаясь на посторонние моменты. Шаг должен быть коротким и обязательно на полную стопу. При скольжении необходимо постараться максимально притормозить. Выходя из дома в гололед, можно взять с собой лыжную палку, на которую можно опереться в случае необходимости.

Еще один способ – взять сырую поваренную соль. После выхода на улицу соль нужно высыпать на землю и постоять на ней несколько минут. Таким образом она налипнет на теплую подошву обуви и движение по гололеду будет более безопасным. Нужно учитывать, что кристаллы соли должны быть крупные.

Ни в коем случае нельзя выходить в гололед на улицу в обуви на высоком каблуке

Как правило, носители такой обуви получают травмы зимой гораздо чаще, чем остальные. Также нельзя при передвижении по обледеневшему тротуару или дороге держать руки в карманах (этим очень часто грешат мужчины) либо интенсивно размахивать сумкой (а в подобном уже замечены женщины). Если на улице гололед, то обязательно нужно надеть перчатки на руки. Даже если погода не слишком морозная, в случае возможного падения, они защитят ладони от ушибов и порезов об лед.

Не рекомендуется стараться перепрыгнуть обледенелую часть дороги

Лучше всего – постараться обойти это место стороной. Если же такой возможности нет, то тогда необходимо продолжить движение по обледенелому покрытию мелкими шагами, стараясь удерживать равновесие и не обращать внимание на посторонние раздражители.

Если же падения избежать не удастся, то в такой момент необходимо постараться сместить центр тяжести так, чтобы весь удар пришелся на крепкие части тела (например, зад либо бедро). Ни в коем случае нельзя допускать падения лицом вперед. От него можно получить травму головы, сотрясение мозга и много чего неприятного. Кроме того, во время падения необходимо максимально сгруппироваться, не допустить выбрасывания рук вперед либо в стороны (в руках достаточно хрупкие кости, и они могут легко сломаться во время подобного падения).

Даже если падение прошло относительно успешно и каких-либо серьезных травм в его ходе не получено, нужно не постесняться и при первой же возможности обратиться к травматологу за осмотром. Желательно исключить варианты наколов костей либо внутренних травм и сотрясений, а это сможет сделать только квалифицированный доктор.

В профессиональной речи синоптиков слова «гололедица» и «гололед» строго различаются.

Сравните фразу в сводках погоды: "Ночью и днем слабый гололед, на дорогах гололедица".

Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании.

Гололед - слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности Земли, близкой к 0°С.

Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.

Чаще всего гололед возникает при резком потеплении, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью.

Скорость замерзания капель зависит от их размеров и температуры воздуха. От этого в свою очередь зависит и внешний вид гололеда – прозрачный или матовый.

Аморфная структура гололеда объясняется тем, что процесс замерзания переохлажденной воды несколько задерживается выделяющейся при этом скрытой теплотой замерзания. Вследствие этого капли, прежде чем замерзнуть, успевают растечься по предмету, образуя сплошной покров льда.

Толщина гололедных отложений порой может достигать многих сантиметров. Под тяжестью образовавшегося льда ломаются ветви деревьев, обрываются провода ЛЭП. Иногда под тяжестью льда разрушаются и стальные опоры ЛЭП.

Поэтому такое явление приравнивается к природному бедствию.

Гололедные явления большой интенсивности особенно часто отмечаются в холодное время года в южной половине Европейской территории России.

Ледяной дождь часто сопровождает знаменитую новороссийскую бору (сильный северо-восточный ветер).

Гололед покрывает не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности - цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты - мосты и их опоры, эстакады, столбы.

Образование гололеда может происходить также на внешних поверхностях самолетов, пролетающих в толще переохлажденных водяных облаков. Такое явление называется обледенением. Особенно опасно обледенение, возникающее в слоисто-дождевых облаках на атмосферных фронтах, которые занимают огромные пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Гололед может возникать и при пролете воздушного судна под облаками в условиях переохлажденного дождя.

Обледенение самолетов может значительно ухудшать их аэродинамические характеристики и привести к возникновению тяжелых авиационных происшествий.

Гололед значительно опаснее гололедицы и с точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности значительно ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на выборе скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/час, а при гололедице – 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться.

В гололед же замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало.

Гололедица превращает города в большой каток. Поскользнуться и упасть можно на каждом шагу.

При падении чаще страдают руки – лучевые кости от локтя до кисти. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом своего тела обрушивается на нее. При неловком падении на бок может пострадать предплечье.

Ноги ломаются, как правило, в области голени. У женщин этому нередко способствует обувь на высоком каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые, ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом бедренной кости – особенно тяжкая травма. Даже небольшой удар может вызвать перелом этой хрупкой, тонкой косточки. В 95% процентах случаев – это удел женщин.

Необходимо помнить, что чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем меньше осложнений можно ожидать после травмы.

Всегда помните об осторожности. Выбирайте более безопасный путь, идите там, где меньше льда, где дорожки посыпаны песком, где есть освещение.

Если обойти лед невозможно, передвигайтесь на полусогнутых ногах, старайтесь не отрывать их от земли.

Это поможет вам преодолеть опасный участок без падений. Не стоит догонять отходящий общественный транспорт.

Опасности гололеда и гололедицы:

дороги превращаются в ледяной каток;

увеличивается число обращений за медицинской помощью с ушибами, вывихами, переломами;

парализуется уличное движение, на улицах и площадях образуются пробки из автомашин;

движение на трассах блокируется тяжелыми транзитными грузовиками и малоопытными автолюбителями;

обрываются провода, повреждаются опоры, антенны служебных и жилых домов, металлические конструкции;

затрудняется работа автотранспорта, аэропортов;

корка намерзшего льда может вызвать обрыв проводов линий связи и линий электропередачи;

создается угроза перегрузки мачт, башен, кровли;

ограничивается применение воздушного транспорта;

скалывание льда с машин вызывает их порчу;

намерзание осадков в течение зимы приводит к оседанию и протеканию кровли;

ломаются ветви деревьев, нередко деревья вырываются с корнями;

образование ледяной корки на поверхности почвы и кустарниках при круглогодичном выпасе скота мешает добыче корма животными;

при поедании трав, покрытых льдом, у животных появляются простудные заболевания;

гололед (ледяная корка) мешает передвижению животных - они скользят, падают и нередко повреждают ноги;

снег сдувается с гладкой поверхности льда, а поэтому зимой над ледяной поверхностью стоят низкие температуры, которые вызывают гибель озимых культур.

Как действовать во время гололеда (гололедицы).

Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы.

Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. Используйте противоскользящие приспособления промышленного производства или, в крайнем случае, на подошву наклейте поролон, лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.

Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

Особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

При получении травмы обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи.

Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.

Причины их возникновения могут быть различными.

Синоптик Прокофьева пишет: "Гололедица представляет собой тонкий слой льда на земной поверхности, образовавшийся после оттепели и дождя в результате наступления похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, дождя и мороси от соприкосновения с сильно охлажденной поверхностью".

Согласно синоптикам, гололедица - это лед на горизонтальных поверхностях, т.е. на земле и дорогах, а гололед - это лед везде: на проводах и на ветках деревьев. Совершенно точно употребил в своем шуточном стихотворении слово "гололедица" поэт В. Берестов:

"Не идется и не едется, потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?"

Такие ситуации опасны для пастбищных животных. Так, на Чукотке в начале 1980-х годов гололедица вызвала массовую гибель оленей. К этому же типу явлений относится обледенение причалов, морских платформ, судов вследствие замерзания брызг воды во время шторма. Особенно это опасно для небольших судов, палуба и надстройки которых невысоко подняты над водой: может возникнуть критическая нагрузка за считанные часы, и судно перевернется. Ежегодно от этого в мире гибнет около 10 рыболовецких судов, сотни оказываются в рискованном положении.


Набрызговые наледи на берегах Охотского и Японского морей достигают толщины 3-4 м, что сильно затрудняет хозяйственную деятельность в прибрежной полосе.

Гололед (ГОСТ Р 22.0.03-95) - это слой плотного льда на земной поверхности и на предметах в результате намерзания капель переохлажденного дождя, мороси или обильного тумана, а также при конденсации пара.


Возникает при температуре от 0° до -15"С. Осадки выпадают в виде переохлажденных капель, но при соприкосновении с поверхностью или предметами они замерзают, покрывая ее ледяным слоем. Типичной ситуацией для возникновения гололеда является приход зимой после сильных морозов относительно теплого и влажного воздуха, имеющего чаще всего температуру от 0° до -3°С. Налипание мокрого снега (снежные и ледяные корки), наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре от +Г до -3°С и скорости ветра 10-20 м/с. Диаметр отложений снега достигает 20 см. вес 2-4 кг на 1 м плюс ветровая нагрузка. Опасность гололеда резко возрастает при усилении ветра. Это приводит к обрыву проводов электропередач. Самый сильный гололед в Новгороде отмечался весной 1959 г., он вызвал массовые повреждения линий связи и электропередач, в результате чего на некоторых направлениях связь с Новгородом была полностью прервана. Покрытие ледяной коркой поверхности мостовых и тротуаров при гололеде становится причиной многочисленных травм.

На полотне автодорог образуется накат, парализующий движение, как гололед. Эти явления характерны для приморских районов с влажным мягким климатом (Западная Европа, Япония, Сахалин и т.д.), но распространены и во внутриконтинентальных районах в начале и конце зимы. При замерзании переохлажденных капель тумана на различные предметы образуются гололедные (при температуре от 0° до -5°, реже -20°С) и изморозевые (при температуре от -10° до -30°, реже -40°С) корки. Вес гололедных корок может превышать 10 кг/м (до 35 кг/м - на Сахалине, до 86 кг/м - на Урале).


Такая нагрузка разрушительна для большинства проводных линий и для многих мачт. Кроме того, высока вероятность обледенения самолетов вдоль лобовой части фюзеляжа, на винтах, ребрах крыльев и выступающих частях самолетов. Ухудшаются аэродинамические свойства, возникают вибрации, возможны аварии. Обледенение происходит в переохлажденных водяных облаках с температурой от 0° до -10°С. При соприкосновении с самолетом капли растекаются и замерзают, к ним примерзают снежинки из воздуха. Обледенение возможно и при полете под облаками в зоне переохлажденного дождя. Особенно опасно обледенение во фронтальных облаках, так как эти облака всегда смешанные, а их горизонтальные и вертикальные размеры сопоставимы с размерами фронтов и воздушных масс. Различают гололед прозрачный и мутный (матовый). Мутный гололед возникает при более мелких каплях (мороси) и при более низких температурах.

Изморозь возникает благодаря сублимации пара.

Гололед обилен в горах и при морском климате, например, на юге России и на Украине.

Повторяемость гололеда наиболее высока там, где часты туманы при температуре от 0 до -5градусов по Цельсию.

На Северном Кавказе в январе 1970 г. на проводах образовался лед весом 4-8 кг/м и диаметром отложений 150 мм, в результате разрушились многие линии электропередач и связи. Сильные гололеды отмечены в Донецком бассейне, на Южном Урале и др. Воздействие гололеда на хозяйство наиболее заметно в Западной Европе, США, Канаде, Японии, в южных районах бывшего СССР. Так, в феврале 1984 г. в Ставрополье гололед с ветром парализовал автодороги и вызвал аварию на 175 высоковольтных линиях. При гололедице в Москве количество авто аварий увеличивается в 3раза.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица . Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав , парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Еще один непременный атрибут зимы - сосулька - кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне , когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура всё время около нуля, на дорогах возникает гололёд. В это время образуется лёд, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололёд бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. Но у гололедицы может быть ещё одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.

И гололед и гололедица опасны и для водителей и для пешеходов. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит, перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару, можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны, и стоит потерять равновесие, как ушиб, вы них, а то и перелом вам обеспечен. Поэтому в этот период надо быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.

Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения – и водителям и пешеходам. Тем, кто управляет автомобилем, надо обладать определёнными навыками для поездок в таких условиях, и этому обучают в автошколах. А вот для тех, кто ходит пешком, правила проще. Вот только соблюдать их надо обязательно, чтобы обойтись без травм.

Сначала надо обратить внимание на обувь. Подошва у неё должна быть на микропористой основе, потому что она меньше скользит на льду. И конечно, надо забыть про каблуки!

Во время гололёда и гололедицы надо внимательно смотреть под ноги. Если есть возможность обойти опасные места, то надо сделать это, даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, лёд может быть и под водой, поэтому по такой луже, если её нельзя обойти, надо двигаться осторожно, небольшими скользящими шагами.

Самые опасные места – горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти.

При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях.

Для поддержания равновесия надо держать свободными руки. Поэтому сумки в это время лучше не носить, и руки в карманах не держать.

Ну а если всё-таки случилось несчастье и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть – так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться – этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьёзных травм. Если вы получи ли травму, то обратитесь за помощью к прохожим, а потом к врачу.

Но самое главное – будьте предельно внимательны на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в не установленном месте перед близко идущим транспортом – машина не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, не оборудованному светофором, убедитесь, что машины находятся на безопасном расстоянии и начали торможение для того, что бы вас пропустить.

При переходе у перекрёстков, которые оборудованы светофорами, убедитесь, что все машины закончили проезд на зелёный сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрёстке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а свет с зелёного сменился на красный, но им необходимо за кончить манёвр, а для вас тоже уже загорелся зелёный. В другое время они бы, возможно, и успели затормозить, но только не во время гололёда! Лучше подождать ещё несколько секунд, чем подвергнуть себя опасности.

Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололёдом и гололедицей. Конечно, если вы будете их соблюдать!

С наступлением снежной и морозной погоды возрастает вероятность стать жертвой гололёда. Причем, рискуют попасть в число «поскользнувшихся» и пешеходы, и водители: по статистике, около 40% всех ДТП в зимнее время вызвано гололедом и снегопадом. Основное условие движения для водителей – осмотрительность, низкая скорость и исключительная осторожность.

Пешехода при гололеде подстерегают две опасности – поскользнуться и упасть или попасть под машину.

По понятным причинам, с наступлением холодов растет количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы. По данным медиков, в такие дни количество пострадавших увеличивается в 2-3 раза.

Ежедневно пешеходам приходится «приступом» брать пешеходные переходы, играя в своего рода «дорожную рулетку»: повезет выйти на проезжую часть и не упасть под колеса автомобиля или не повезет – и тогда, в лучшем случае, пешеход буквально «вывалится» на дорогу один, а в худшем случае – возьмет себе в компанию группу впереди стоящих пешеходов.

Согласитесь, этот «пешеходный пейзаж» до боли знаком многим горожанам: с обеих сторон огромные снежные валы, между которыми виднеется скромная узкая тропинка с сюрпризом – скромно спрятавшимся под снегом слоем льда. Наверное, нужно обладать определенными акробатическими навыками, чтобы безопасно преодолеть эту полосу препятствия и ступить на ровную асфальтированную поверхность проезжей части. Только вот, к сожалению, такими навыками обладают далеко не все пешие участники дорожного движения. И особую тревогу вызывают престарелые пешеходы и дети, которые ежедневно подвергаются опасности на таких пешеходных переходах.

Нередки случаи падения граждан и на обледеневших пандусах, примыкающих к проезжей части дорог в Советском районе г. Брянска. Так, на днях в районе школы № 1 на проезжей части оказалось сразу несколько пешеходов, ожидающих зеленого сигнала светофора непосредственно на самом пандусе: стоило поскользнуться одному – и на дороге оказались все пешеходы. К счастью, в данном случае для пешеходов уже загорелся зеленый сигнал светофора и трагедии не произошло. А ведь страшно представить, что могло бы произойти, если бы во время падения пешеходов горел «зеленый» для водителей…

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, предотвращения дорожно-транспортных происшествий сотрудниками Госавтоинспекции города Брянска было проведено обследование подходов к пешеходным переходам, расположенным на улично-дорожной сети Советского района. В результате Брянской городской администрации (Комитету по ЖКХ) было выдано предписание на устранение нарушений требований ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в части необходимости очистки подходов к пешеходным переходам на всем протяжении улиц Советская, Горького, Фокина, Крахмалева, Костычева, Дуки, Калинина, Красноармейская, Авиационная, проспекта Станке Димитрова.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...